05.12.2017
Редакция Naked Science

Занятия музыкой облегчают восприятие речи в шумной обстановке

Исследование с участием профессиональных музыкантов показало, что игра на музыкальных инструментах позволяет легче воспринимать неразборчивую речь.

У регулярных занятий музыкой есть множество положительных эффектов. Один из них — способность музыкантов лучше воспринимать речь, когда разговору мешает шум вокруг. Исследователи из Китая и Канады сравнили активность мозга профессиональных музыкантов и людей, не связанных с музыкой. Ученые пришли к выводу: некоторые зоны мозга, отвечающие за распознавание звуков, у музыкантов более активны.

В исследовании участвовали 15 музыкантов, которые начали практиковаться в игре на своем инструменте в возрасте до семи лет. Все они приступили к занятиям музыкой не менее десяти лет назад и в последние три года репетировали чаще трех раз в неделю. В контрольную группу вошли 15 человек, не играющих ни на одном из музыкальных инструментов. Участникам было от 21 года до 22 лет.

Испытуемым предложили прослушать запись, на которой женский голос в случайном порядке произносил слоги «ба», «ма», «да» и «та», и попросили распознать слоги на слух. После этого на ту же запись наложили фоновый шум. В течение нескольких этапов эксперимента отношение сигнал/шум менялось — шум становился мощнее, мешая разбирать слоги. С первым этапом опыта, где шум отсутствовал, музыканты и контрольная группа справились одинаково хорошо. Однако при наличии фонового шума любого уровня музыканты разбирали слоги значительно лучше.

Во время тестирования участники проходили обследование методом функциональной магнитно-резонансной томографии. Этот метод нейровизуализации позволяет увидеть, какие зоны мозга наиболее активны при выполнении конкретных задач. Во время опыта у музыкантов возрастала активность нижней лобной извилины, а также верхней и средней височных извилин. У тех, кто не занимался музыкой, такой активности не обнаружили. Предыдущие исследования показывали, что нижняя лобная извилина участвует в процессе восприятия речи. Известно, что поражение этой зоны мозга приводит к афазии Брока — одному из расстройств речи. Верхняя и средняя височные извилины также включены в распознавание звуков.

По словам авторов работы, она не только дополняет имеющиеся знания о механизмах восприятия речи. Исследование говорит о пользе занятий музыкой, в частности для пожилых людей, испытывающих проблемы со слухом.

Ранее исследователи установили, что скорость реакции у музыкантов выше, чем у тех, кто никогда не занимался музыкой.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.