Загадочные круги на полях растут, как клетки нашей кожи — Naked Science
17.04.2015

Загадочные круги на полях растут, как клетки нашей кожи

В сухих травяных пустошах южной Африки – в Намибии, Анголе, ЮАР – они встречаются то тут, то там. Как правило, это почти лишенные растительности площадки от 2 до 15 м в диаметре, окруженные нормальной высокой травой.

Feenkreis_Marienflusstal_Namibia

Местные жители знают их с древности, по некоторым верованиям, такие круги являются следами богов, по другим – указывают на подземные жилища огнедышащих драконов, чей жар не дает вырасти траве над ними. К сожалению, точного научного объяснения этим кругам не найдено. Высказывалось немало гипотез, связывавших их появление с термитами, подгрызающими корни растений, грибами, радиацией и просто страусами. Однако подтвердить ни одну из них пока не удалось.

А недавнее исследование этих кругов, проведенное японскими учеными из Института науки и технологий на Окинаве, раскрыло их новую удивительную странность. Моделирование показало, что распределение растущих в африканских пустошах «голых» кругов весьма напоминает рост клеток человеческой кожи.

Разные масштабы, разные системы — но принцип один. Слева — распределение кругов в одном из районов Намибии; справа — клеток кожи человека. ©Laura Petersen/OIST

Исследователи собрали данные спутниковых наблюдений за травяными пустошами Намибии, после чего изучили сеть кругов. Оказалось, что если мысленно провести между кругами – на полпути между одним и другим – нечто вроде границы, то они образуют структуру, поразительно напоминающую эпидермальную ткань. Количество соседей у каждой «клетки» будет тем же – как правило, по шесть. Более того, процент «клеток», имеющих по шесть, четыре, пять, семь, восемь или девять соседок, в обоих случаях тоже будет одинаковым.

Возможно, это указывает на тот факт, что рост «лысых» кругов является результатом работы какого-то биологического фактора. О том же может говорить и сам факт их «круглости», и то, что они действительно растут, появляясь небольшими и постепенно увеличиваясь в диаметре.