31.03.2016
Редакция Naked Science

Загадочную Планету X обвинили в массовых вымираниях на Земле

Планета X, согласно выводам ученых, может стать причиной массовых вымираний на Земле.

free_float_planet_h

С выводами исследователей можно детально ознакомиться в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а краткий обзор доступен на сайте Арканзасского университета. Американскими астрофизиками Даниэлем Витмайером (Daniel Whitmire) и Джоном Матсом (John Matese) предложена экзотическая версия массовых вымираний на нашей планете. Нечто подобное происходит примерно каждые 27 млн лет. Согласно выводам ученых, к этим событиям может быть причастна Планета X – гипотетический крупный объект, существующий на границе Солнечной системы. Впрочем, под Планетой Х иногда подразумевают другие, более экзотические объекты.

На чем же базируются доводы исследователей? Они делают акцент на орбите вращения Планеты Х вокруг светила. Загадочный объект постепенно наклоняется и раз в 27 млн лет пересекает пояс Койпера, состоящий преимущественно из малых тел. Порождаемое гравитационное возмущение ведет к «выталкиванию» некоторых из них. Затем эти кометы начинают «бомбардировку» Земли и других небесных тел нашей системы. По мере приближения к Земле кометы распадаются на еще более мелкие фрагменты, которые мешают солнечному свету достичь Земли.

Все это, согласно выводам ученых, как нельзя лучше объясняет массовые вымирания на нашей планете. Исследователи рассмотрели и другие варианты, но, по их словам, они не могут столь же успешно объяснить земные катаклизмы. Вышесказанное, впрочем, совсем не говорит о том, что научное сообщество безоговорочно примет эту версию. В конце концов, даже существование Планеты Х пока не удалось подтвердить.

Тезис о реальности Планеты Х стал особенно популярным в последнее время. Это связано с рядом новых научных выводов на этот счет. Некоторые ученые полагают, что речь идет о планете размером с Нептун, масса которой превосходит земную примерно в десять раз. Химический состав планеты может быть похож на состав газовых гигантов нашей системы. Из-за этого (а также в силу огромной удаленности от Солнца) жизнь на ней невозможна.

Добавим, что сами по себе массовые вымирания скрывают множество тайн. Далеко не все исследователи вообще разделяют версию об их существовании. Альтернативная теория гласит, что в период таких катаклизмов просто замедлилось образование новых видов, в то время как стремительной гибели остальных не происходило. В целом, ученые склонны выделять в истории Земли шесть крупных массовых вымираний. Самое масштабное из них – массовое пермское вымирание – произошло 251 млн лет назад. Считается, что тогда было уничтожено 95% видов всех живых существ на планете.