Выяснилось, каким животным лучше удается выживать в зоне отчуждения — Naked Science

Выяснилось, каким животным лучше удается выживать в зоне отчуждения

Исследователи выяснили, каким животным лучше удается выжить в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС лучше других. Как оказалось, некоторые существа сумели хорошо «перестроиться».

obrazec_volka

Трагедия на Чернобыльской АЭС произошла ровно 30 лет назад: 26 апреля 1986 года. Пока еще не до конца понятно, какой эффект оказала катастрофа на флору и фауну региона. Ответить на некоторые вопросы помогло новое исследование ученых, представляющих университет Южной Каролины (США). С их выводами можно ознакомиться в издании Science of The Total Environment.

Американские специалисты исследовали зону отчуждения вместе со своими коллегами из России и Украины. Они старались ответить на вопросы, которые, в частности, касались влияния малых доз радиации на организм животных. Как и следовало ожидать, неблагоприятные условия увеличивают вероятность появления мутаций. Также выяснилось, что разные виды пернатых и млекопитающих по-разному переносили изменения привычной среды обитания: кто-то из них смог приспособиться лучше, кто-то – хуже. Некоторые виды смогли увеличить свою численность, заняв пустующие ниши.

Самый важный вывод можно сформулировать так: в зоне отчуждения лучше всего себя чувствуют животные, чей организм научился подавлять негативное действие ионизирующего излучения на ДНК, повышая уровень антиоксидантов, поэтому больше всего шансов выжить есть у тех видов, которые научились «регулировать» уровень антиоксидантов в организме. Ученые говорят, что это своего рода естественный отбор: одни виды будут процветать, в то время как численность других будет сокращаться.

Данные о людских жертвах чернобыльской трагедии весьма противоречивы. Известно, что жители близлежащих районов страдали от онкологических заболеваний чаще других. Если проводить аналогию со взрывами в Хиросиме и Нагасаки, катастрофа на Чернобыльской АЭС напоминала мощную «грязную бомбу», основным поражающим фактором которой стало радиоактивное заражение.

Как известно, после аварии зону, подвергшуюся интенсивному загрязнению радионуклидами, власти СССР объявили запретной для свободного посещения. Впрочем, в последнее время все большее количество людей проявляет готовность увидеть последствия катастрофы собственными глазами. Одним из них стал режиссер Дэнни Кук, который при помощи дрона запечатлел зону отчуждения Чернобыльской АЭС.