Вулкан Агунг на Бали выбросил 9-километровый столб дыма и пепла — Naked Science

Вулкан Агунг на Бали выбросил 9-километровый столб дыма и пепла

Самый опасный вулкан Индонезии извергался дважды за последнюю неделю; облако вулканических газов и пепла поднялось в верхние слои тропосферы.

54488_35bd799b611694cc89cb11f5875ca8b8

На острове Бали извергается вулкан Агунг; власти Индонезии эвакуировали уже 40 тысяч человек, еще 100–150 тысяч предстоит вывезти. Небо над островом закрыто для полетов, международный аэропорт Нгурах-Рай не принимает и не отправляет рейсы. На острове ждут парома на соседние острова тысячи туристов, в том числе 300 россиян.

Стратовулкан Агунг в последний раз извергался в 1963–1964 годах; лавы вулкан выбросил немного, однако сотни человек погибли в лахарах – потоках дождевой воды, смешанной с грязью, пемзой и вулканическим пеплом; еще больше жизней унесли пирокластические потоки – смесь горячего газа, пепла и камней, которые перемещаются быстрее лахаров.

Новые признаки активности Агунг начал подавать в сентябре 2017 года; были зарегистрированы слабые сейсмические толчки и вибрация. Спасательные службы эвакуировали 122,5 тысячи человек, проживающих в радиусе 12 километров от вулкана. К середине октября вулкан успокоился, но затем ожил снова; 21 ноября произошел фреатический (газовый) взрыв – магма вступила в контакт с холодной водой, и из кратера вылетели горячий газ, камни и лавовые бомбы. Облако дыма и пепла поднялось на 3,8 километра над уровнем моря (высота самого вулкана составляет 3142 метра).

Фреатический взрыв перешел в фреамагматическую стадию, облако вулканических газов и пепла поднялось еще выше – на 1,5–4 километра над кратером. Ветер начал сдувать его к югу, что вынудило авиакомпании отменить рейсы в Австралию и Новую Зеландию.

После прекращения извержения над кратером по ночам наблюдали оранжевое свечение – признак того, что магма достигла поверхности. В ночь на 27 ноября началось новое извержение, отнесенное вулканологами к пелейскому типу. При пелейских извержениях образуются горячие тучи вулканических газов и пепла, а по склонам вулкана сползают лавины очень вязкой низкотемпературной лавы. Столб газов и пепла достиг высоты 9144 м.

Карта возможного распространения потоков лавы по данным volcanodiscovery.com.

Лишь немногие из современных птиц приспособлены к охоте по ночам. Поэтому палеонтологи давно ищут истоки таких способностей у их предков — динозавров. Международной команде ученых удалось обнаружить такого представителя группы «ужасных ящеров».