Во время марсианской миссии космонавты получат дозу облучения в 60% от предельно допустимой — Naked Science
20.09.2018

Согласно данным космического аппарата Trace Gas Orbiter миссии «Экзомарс», космонавты во время 12-месячного полета к Красной планете и обратно получат больше половины дозы облучения от предельно допустимой за всю их карьеру.

martian-gallery2-gallery-image

Нет никаких сомнений в том, что полет на Марс опасен для космонавтов. Люди еще не сталкивались с опытом долговременного пребывания в космосе вне защитного магнитного поля Земли. А полет на Луну был несравнимо короче, чем планируемый до Красной планеты, — пять дней против примерно десяти месяцев. За столь долгий срок повреждения организма у космонавтов возникнут неизбежно. Согласно расчетам ученых, у астронавтов повысится риск развития рака прямой кишки, когнитивных нарушений, сбоев в работе вегетативной нервной системы.

Невесомость, в свою очередь, сильно влияет на функционирование систем организма. Сердце начинает работать интенсивнее, чтобы перекачивать кровь в таких условиях, первое время наблюдается потеря жидкости. При продолжительной невесомости изменения в организме человека будут особенно заметны: мышцы, кости и сосуды слабеют. Чтобы минимизировать ущерб, космонавтам необходимо постоянно выполнять физические упражнения. Однако самым опасным фактором, действующим на организм во время долгих космических полетов, считается радиация. Рассчитанная ранее минимальная доза облучения за 15 месяцев полета на Марс составляла один зиверт. На Земле, например, человек за год получает 2,4 миллизиверта.

Теперь исследователи располагают данными, которые для них добыл аппарат Trace Gas Orbiter, работающий на низкой орбите Марса с апреля этого года. Аппарат оборудован детектором нейтронов FREND, в состав которого входит дозиметр «Люлин-МО», измеряющий уровень радиации. Ученые проанализировали данные за шестимесячный полет космического аппарата к Марсу и за то время, что он работает на орбите планеты. Так, исследователи подсчитали уровень облучения, который космонавты могут получить за шесть месяцев полета до Красной планеты и шесть месяцев в обратном направлении, и обнаружили, что он составит 60% от предельного показателя для всей карьеры астронавта.

Cтоит учесть, что измерения Trace Gas Orbiter были сделаны в период снижения солнечной активности. Если активность Солнца будет выше, то уровень радиации, соответственно, также повысится. При сильной вспышке доза облучения окажется в разы больше. Два года назад ученые узнали, что за шесть месяцев воздействия радиации лабораторные крысы начинали хуже решать сложные задачи. Эти результаты медики экстраполировали на людей и предупредили об опасности космонавтов «поглупеть» за время полета на Марс.

В космическом ведомстве США хотят продлить эксплуатацию станции как минимум на десять лет. Ранее сообщалось, что от проекта могут отказаться в середине десятилетия.

Ученые из Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ изучили имеющиеся данные о процессе разделения жидких фаз в клетках. Биофизики предположили, что существует взаимосвязь между разными процессами разделения жидкостей, а последовательность разделений передает сигнал от внешней среды внутрь клетки. Понимание процесса разделения фаз может помочь в изучении причин некоторых болезней.

Северная Корея провела испытания крылатой ракеты большой дальности. В итоге удалось подтвердить эффективность и практичность новой системы.