30.10.2015
Редакция Naked Science
2 945

«Весенняя» аллергия может свидетельствовать о недостатке в вашей жизни червей-сосальщиков

Антитела, призванные реагировать на один из белков червей-паразитов, могут «переключаться» на вполне безобидную цель – компоненты пыльцы цветущих растений – и вызывать мучительную аллергию.

Schistosoma_20041-300
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

В последние десятилетия распространенность кишечных паразитов у населения развитых стран резко упала. Но почти столь же резко выросло количество аллергий. Возможно, отсутствие червей – только часть избыточной гигиены, которая не позволяет иммунной системе окрепнуть и в итоге ведет к распространению расстройств иммунитета – прежде всего, аллергических.

Та же, быстрая и агрессивная ветвь иммунологических реакций, опосредованная иммуноглобулином IgE, что и при аллергии, запускается в ход и в ответ на присутствие червя-шистосомы. Правда, в этом случае она не перерастает в длительный, едва ли не пожизненный иммунный ответ. «Эти механизмы пока еще очень плохо известны, – говорит Ник Фурхнхэм (Nick Furnham) из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, – однако при длительном присутствии паразита нечто останавливает иммунитет и он не развивает длительную, безумную, чересчур сильную реакцию». Хотя в обоих случаях действуют одни и те же механизмы, в случае аллергии их работа почему-то не тормозится вовремя.

Но если механизмы одинаковы, то что же общего у жестоких эндопаразитов и милой цветочной пыльцы? «У белков, вызывающих аллергию, должно найтись какое-то сходство на молекулярном уровне с тем, что иммунитет ожидает встретить при появлении паразита», – поясняет Фурнхэм. Ученые сравнили известные структуры белков из самых распространенных паразитов с аналогичными данными по белкам – аллергенам пыльцы. И действительно, в тех и других нашлись схожие фрагменты. В случае с «белками червя» на них «садятся» антитела IgE – это подтвердилось при изучении образцов плазмы крови людей, зараженных шистосомой Schistosoma mansoni. Возможно, наш иммунитет, тысячи лет готовившийся к встрече с червями, но в итоге так их и не нашедший, просто слишком бурно реагирует на все, что так или иначе напоминает эту цель.

Эта работа, кстати, служит еще одним доводом за развитие совершенно новых методов профилактики аллергии, в чем-то похожих на вакцинацию. Суть в том, чтобы с детства подвергать организм кратковременному и ограниченному воздействию потенциального аллергена. Иммунитет «познакомится» с ним и в будущем не будет развивать мучительной, а зачастую и опасной аллергической реакции.