В воздухе снова накапливается повреждающий озоновый слой фреон — Naked Science

В воздухе снова накапливается повреждающий озоновый слой фреон

Очередные поступления в атмосферу разрушающих озон веществ указали на открытие нового производства фреона, запрещенного уже более 30 лет.

ozone0

Нетоксичные, чрезвычайно инертные хлорфторуглероды (CFC) долгое время считались совершенно безопасными и массово применялись в качестве хладагентов в холодильниках, пропеллентов в аэрозольных баллончиках и так далее. Однако к 1970-м выяснилось, что эти летучие соединения способны накапливаться в верхних слоях атмосферы, где под действием ультрафиолета разлагаются, выделяя атомарный хлор, разрушающий молекулы озона.

Риск оставить планету без защиты от мутагенного излучения Солнца напугал человечество достаточно сильно, и с 1987 года действует Монреальский протокол, в силу которого низшие летучие CFC окончательно запретили к производству. Эти меры возымели эффект: в последние годы озоновые дыры, возникшие над Антарктикой, сокращаются.

Но тем неожиданнее и тревожнее звучит сообщение Стивена Монтцки (Stephen Montzka) из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) и его коллег. В статье, опубликованной в журнале Nature, они отмечают, что в последние годы уровень регулируемого Монреальским протоколом фреона (трихлорфторметана, CFC-11) в атмосфере снова начал расти.

Пик его количества был отмечен еще в 1993-м, а к сегодняшнему дню оно снизилось на 15 процентов, однако в последние годы опять начало увеличиваться. По данным климатологов, в период 2014-2016 годов выбросы фреона выросли на четверть, вернувшись к уровню 20-летней давности, и падение его содержания в воздухе резко замедлилось.

Источник новых выбросов остается неясным. Поначалу ученые связали их с утечками старых, закрытых производств и емкостей, в которых содержался фреон. Однако картина с этим не согласовывается: по мнению Монтцки и его коллег, где-то снова заработало неафишируемое производство. «Не знаю, для чего это могло быть сделано, — говорит ученый. — Производится ли он для какой-то определенной цели или просто образуется в качестве побочных продуктов другого химического процесса».

Объемы поступающего в атмосферу CFC-11 оцениваются в 6,5-13 тысяч тонн ежегодно. «Мы поднимаем предупреждающий флажок для всего международного сообщества, — продолжает Стивен Монтцка. — Мы указываем: «Вот что происходит — и это опасно для восстановления озонового слоя». Полученные данные указывают, что содержание фреона выше в северном полушарии, и ученые подозревают, что таинственное производство может быть развернуто где-то в странах Юго-Восточной Азии, Монголии, Китае или на Корейском полуострове.

Эксперименты показали, что люди с высоким риском развития болезни Альцгеймера проявляют пониженную чувствительность к боли.

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.

Принадлежащая украинскому предпринимателю Максиму Полякову компания Firefly Aerospace должна запустить исследовательский космический аппарат Orbital Test Bed (OTB) 2 от General Atomics в 2022 году.