• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17.05.2018
Редакция Naked Science
1
998

В воздухе снова накапливается повреждающий озоновый слой фреон

Очередные поступления в атмосферу разрушающих озон веществ указали на открытие нового производства фреона, запрещенного уже более 30 лет.

ozone0
©Wikipedia / Автор: Наталья Федосеева

Нетоксичные, чрезвычайно инертные хлорфторуглероды (CFC) долгое время считались совершенно безопасными и массово применялись в качестве хладагентов в холодильниках, пропеллентов в аэрозольных баллончиках и так далее. Однако к 1970-м выяснилось, что эти летучие соединения способны накапливаться в верхних слоях атмосферы, где под действием ультрафиолета разлагаются, выделяя атомарный хлор, разрушающий молекулы озона.

 

Риск оставить планету без защиты от мутагенного излучения Солнца напугал человечество достаточно сильно, и с 1987 года действует Монреальский протокол, в силу которого низшие летучие CFC окончательно запретили к производству. Эти меры возымели эффект: в последние годы озоновые дыры, возникшие над Антарктикой, сокращаются.

 

Но тем неожиданнее и тревожнее звучит сообщение Стивена Монтцки (Stephen Montzka) из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) и его коллег. В статье, опубликованной в журнале Nature, они отмечают, что в последние годы уровень регулируемого Монреальским протоколом фреона (трихлорфторметана, CFC-11) в атмосфере снова начал расти.

 

Пик его количества был отмечен еще в 1993-м, а к сегодняшнему дню оно снизилось на 15 процентов, однако в последние годы опять начало увеличиваться. По данным климатологов, в период 2014-2016 годов выбросы фреона выросли на четверть, вернувшись к уровню 20-летней давности, и падение его содержания в воздухе резко замедлилось.

 

Источник новых выбросов остается неясным. Поначалу ученые связали их с утечками старых, закрытых производств и емкостей, в которых содержался фреон. Однако картина с этим не согласовывается: по мнению Монтцки и его коллег, где-то снова заработало неафишируемое производство. «Не знаю, для чего это могло быть сделано, — говорит ученый. — Производится ли он для какой-то определенной цели или просто образуется в качестве побочных продуктов другого химического процесса».

 

Объемы поступающего в атмосферу CFC-11 оцениваются в 6,5-13 тысяч тонн ежегодно. «Мы поднимаем предупреждающий флажок для всего международного сообщества, — продолжает Стивен Монтцка. — Мы указываем: «Вот что происходит — и это опасно для восстановления озонового слоя». Полученные данные указывают, что содержание фреона выше в северном полушарии, и ученые подозревают, что таинственное производство может быть развернуто где-то в странах Юго-Восточной Азии, Монголии, Китае или на Корейском полуострове.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

Вчера, 03:01
Татьяна

Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.

Вчера, 11:39
МАИ

В России стремительно, опережая все прогнозируемые темпы, развивается сфера пассажирских авиаперевозок. Об этом заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин на встрече с генеральным директором «Аэрофлота» Сергеем Александровским. Сегодня у российских специалистов есть целый ряд проектов, направленных на развитие отрасли. В частности, большое внимание уделяется развитию сверхзвукового авиатранспорта. Но когда его введут в эксплуатацию и насколько это безопасно? Ответы на животрепещущие вопросы дал доцент кафедры «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ Михаил Тяглик.

Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

Вчера, 03:01
Татьяна

Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.

11 октября
Татьяна

В 1898 году два льва терроризировали лагерь строителей моста через реку Цаво в Кении. Хищники наведывались ночами и похищали людей из палаток. Погибли 28 человек. Людоедов застрелил британский военный Джон Генри Паттерсон, позже он передал останки в Музей естественной истории имени Филда в Чикаго. Ученые из США и Кении исследовали черепа хищников, извлекли ДНК из сохранившихся в зубах волосков и выяснили видовую принадлежность жертв.

Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

17 сентября
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Rudolfio123
19.05.2018
-
0
+
Читая подобное, всегда вспоминаешь о "Пределах Роста". И задаешь вопрос, победит ли разум жадность?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно