Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В воздухе снова накапливается повреждающий озоновый слой фреон
Очередные поступления в атмосферу разрушающих озон веществ указали на открытие нового производства фреона, запрещенного уже более 30 лет.
Нетоксичные, чрезвычайно инертные хлорфторуглероды (CFC) долгое время считались совершенно безопасными и массово применялись в качестве хладагентов в холодильниках, пропеллентов в аэрозольных баллончиках и так далее. Однако к 1970-м выяснилось, что эти летучие соединения способны накапливаться в верхних слоях атмосферы, где под действием ультрафиолета разлагаются, выделяя атомарный хлор, разрушающий молекулы озона.
Риск оставить планету без защиты от мутагенного излучения Солнца напугал человечество достаточно сильно, и с 1987 года действует Монреальский протокол, в силу которого низшие летучие CFC окончательно запретили к производству. Эти меры возымели эффект: в последние годы озоновые дыры, возникшие над Антарктикой, сокращаются.
Но тем неожиданнее и тревожнее звучит сообщение Стивена Монтцки (Stephen Montzka) из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) и его коллег. В статье, опубликованной в журнале Nature, они отмечают, что в последние годы уровень регулируемого Монреальским протоколом фреона (трихлорфторметана, CFC-11) в атмосфере снова начал расти.
Пик его количества был отмечен еще в 1993-м, а к сегодняшнему дню оно снизилось на 15 процентов, однако в последние годы опять начало увеличиваться. По данным климатологов, в период 2014-2016 годов выбросы фреона выросли на четверть, вернувшись к уровню 20-летней давности, и падение его содержания в воздухе резко замедлилось.
Источник новых выбросов остается неясным. Поначалу ученые связали их с утечками старых, закрытых производств и емкостей, в которых содержался фреон. Однако картина с этим не согласовывается: по мнению Монтцки и его коллег, где-то снова заработало неафишируемое производство. «Не знаю, для чего это могло быть сделано, — говорит ученый. — Производится ли он для какой-то определенной цели или просто образуется в качестве побочных продуктов другого химического процесса».
Объемы поступающего в атмосферу CFC-11 оцениваются в 6,5-13 тысяч тонн ежегодно. «Мы поднимаем предупреждающий флажок для всего международного сообщества, — продолжает Стивен Монтцка. — Мы указываем: «Вот что происходит — и это опасно для восстановления озонового слоя». Полученные данные указывают, что содержание фреона выше в северном полушарии, и ученые подозревают, что таинственное производство может быть развернуто где-то в странах Юго-Восточной Азии, Монголии, Китае или на Корейском полуострове.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии