В мозге нашли центр наслаждения сексом и музыкой — Naked Science
09.02.2017

В мозге нашли центр наслаждения сексом и музыкой

Канадские ученые пришли к выводу, что удовольствие от музыки имеет одну физиологическую основу с наслаждением от секса, приема пищи и психоактивных веществ. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

c4c08ceb9a36e733a5253dae73b178c7

Музыка является одним из важнейших элементов древних и современных культур. Многочисленные исследования показали, что исполнение и прослушивание музыки может повышать уровни таких нейромедиаторов, как дофамин, серотонин и окситоцин. Участники опросов часто указывают музыку в качестве одного из ключевых источников удовольствия — более важного, чем еда, деньги и живопись.

Однако то, какие нейрональные процессы лежат в основе наслаждения музыкой, неясно. Традиционно физиологический уровень удовлетворения подразделяется на две фазы: желания и ожидания; реакции на результат. Реализация первой фазы (аппетитивной) связывается с сетью дофаминергических нейронов, второй (консумматорной) — с дофаминергическими и опиоидными нейронами.

В новой работе ученые из Университета Макгилла проверили, имеет ли удовольствие от физиологических стимулов и музыки схожую природу. Участие в эксперименте приняли 17 студентов, которые в течение двух дней прослушивали композиции, вызывавшие у них чувство наслаждения. Одновременно им вводили налтрексон (ингибитор опиоидных рецепторов) или плацебо.

Субъективная оценка впечатлений от приятной и нейтральной музыки после введения плацебо и налтрексона / ©Adiel Mallik et al., Scientific Reports, 2017

Реакцию на музыку ученые фиксировали с помощью 100-балльной шкалы субъективной оценки, интервью и электромиографии (ЭМГ). Результаты показали, что введение налтрексона сокращало интенсивность отрицательных и положительных физиологических реакций. При этом препарат уменьшал наслаждение от приятной музыки и не влиял на восприятие нейтральной.

По мнению авторов, их данные указывают на то, что удовольствие от музыки связано с опиоидной сетью нейронов и, как следствие, имеет схожую природу с наслаждением от некоторых других стимулов: секса, еды, психоактивных веществ. Ученые предполагают, что музыка, таким образом, обладает биологическим субстратом, который, как и в других случаях, развился в ходе эволюции.