05.12.2017
Редакция Naked Science

В Китае нашли остатки одной из древнейших мелиоративных систем

Группа китайских археологов из нескольких институтов обнаружила на востоке Китая одну из крупнейших мелиоративных систем Древнего Мира – и, вероятно, древнейшую из известных.

snimok_ekrana_2017-12-05_20-57-31

Систему построили 5100 лет назад для предотвращения регулярных разливов Янцзы и наводнений, уничтожавших посевы. В лучшие годы проект обслуживал больше 10 тысяч гектаров плодородной земли вокруг древнего города Лянчжу.

Раскопки продолжались четыре года; строительство системы каналов, по оценкам историков, заняло намного больше времени – три тысячи рабочих могли за восемь лет закончить только одну из больших дамб; для этого нужно было передвинуть 300 тысяч кубометров земли. Строители рыли траншеи, а из земли, вынутой из них, возводили дамбы; между каналами обнаружились остатки шлюзовых сооружений, регулировавших поступление воды в каналы. В результате была построена сеть каналов, защищавшая поля от наводнений и снабжавшая их водой из больших резервуаров во время засухи. Строители системы позаботились и о транспортных каналах, по которым могли проходить маленькие лодки, перевозившие людей и грузы.

Город Лянчжу и мелиоративная система, нанесенные на спутниковый снимок.  Credit: PNAS

Раскопки прошлых лет показали, что город Лянчжу был построен 5300–4300 лет назад, что делает его мелиоративную систему одной из старейших в мире и первой на территории современного Китая. Она обслуживала только один город и не была частью единой программы градоустройства в империи. К сожалению, это грандиозное строительство не спасло регион от разрушительного наводнения, произошедшего 4200 лет назад; Янцзы разлилась на многие километры и покрыла все вокруг метровым слоем глины; город и деревни вокруг были навсегда заброшены.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.