В атмосфере Титана обнаружены предсказанные «кирпичики чужой жизни» — Naked Science

В атмосфере Титана обнаружены предсказанные «кирпичики чужой жизни»

На спутнике Сатурна Титане найдены молекулы акрилонитрила — молекулы, способной образовывать мембранные пузырьки, базовые компоненты внеземной жизни.

titan

Воды на Титане нет, зато в холодном, со средней температурой около –178 °С, климате спутника Сатурна жидкими остаются многие простые органические соединения. Метан здесь проливается дождями и образует целые моря, фактически повторяя круговорот воды на Земле. Несколько лет назад ученые описали ключевые биохимические элементы внеземной, совершенно непохожей на нашу, жизни, которая теоретически могла бы существовать на Титане.

Одним из таких компонентов является мембрана, которая отделяет протоклетку от окружающей среды, создавая условия для прохождения внутриклеточных реакций, возникновения градиента концентраций веществ и т. п. Основу наших клеточных мембран образует двойной слой фосфолипидов — молекул, полярные свойства которых заставляют их спонтанно образовывать в воде пузырьки-везикулы. Эту роль для «метановой» жизни — как было теоретически показано еще в 2015 г. — мог бы сыграть акрилонитрил, так же спонтанно складывающийся в пузырьки, «азотосомы» — стабильные, полупроницаемые и гибкие.

К тому времени было известно, что на Титане имеются все необходимые для образования акрилонитрила (винилоцианида, C2H3CN) компоненты, но самой молекулы обнаружить не удавалось. Морин Палмер (Maureen Palmer) из Католического университета Америки и ее коллеги изучили данные наблюдений, сделанных радиотелескопом ALMA в первой половине 2014 г. Инструмент время от времени направляется на Титан для калибровки, однако и полученные в ходе этой рутинной операции сведения оказались весьма полезными.

В статье, опубликованной журналом Science Advances, Морин Палмер и ее соавторы подтверждают наличие на Титане акрилонитрила. Самая высокая концентрация наблюдается в верхних слоях атмосферы, на высоте более 200 км, где, видимо, происходит синтез этих молекул под действием излучения. Однако рано или поздно они падают вниз, наполняя метановые моря. По расчетам ученых, в море Лигеи его достаточно для того, чтобы на каждый кубический сантиметр образовывалось около 30 млн «азотосом». Кажется, внеземная жизнь стала еще на шаг ближе к реальности.