Ударная вязкость песка оказалась выше стальной — Naked Science
12.12.2016
Редакция Naked Science

Ударная вязкость песка оказалась выше стальной

Сингапурские ученые обнаружили, что песок поглощает кинетическую энергию лучше, чем сталь. Об этом сообщается на сайте Национального университета Сингапура.

fri-foto-checkpt

Для укрепления военных объектов в разное время применялись различные материалы. Так, в период Наполеоновских войн роль дополнительной «брони» орудийных батарей выполняли плетеные корзины с землей, в XX веке с этой целью использовались мешки с песком. Они позволяли эффективно задерживать пули и снаряды противника. Песчаные фортификации используются в настоящее время, например силами НАТО, при этом основным материалом самих орудий служит сталь.

Несмотря на длительную историю, ударная вязкость песка, а также механизм задерживания песком снарядов изучены недостаточно. Чтобы восполнить пробел, ученые провели серию экспериментов, в которых моделировали ситуацию, когда в блок с кварцевым песком (наиболее распространенным сортом песка) выпускались снаряды разной формы и массы. Скорость выстрелов в ходе экспериментов была сопоставима с показателем, который достигается в естественных боевых условиях.

Результаты показали, что песок может поглощать более 85 процентов кинетической энергии, причем вязкость песка возрастает при увеличении скорости снаряда. В свою очередь, стальные пластины изначально обладают меньшим показателем вязкости, который снижается с увеличением скорости снаряда. По мнению авторов, песок лучше справляется с задачей из-за структуры: песчинки создают чрезвычайную силу трения, которая не только задерживает, но и разрушает снаряд.

Ученые отмечают, что полученные данные могут расширить области применения песка — сейчас он широко применяется в стекольной, строительной и геологической сферах. Так, за счет высокой вязкости песок может использоваться для укрепления любых объектов, в том числе в сочетании со сталью. Следующим шагом исследований станут крупномасштабные эксперименты, в которых песок будет совмещаться с другими материалами в различных ситуациях.