08.10.2015
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, отчего у жирафов длинная шея

Американские исследователи, изучив современных жирафов и их родственников – окапи, а также общих древних предков этих животных, выяснили, что удлинение шеи началось еще 16 миллионов лет назад. Проходило оно в два эволюционных этапа: сначала выросла верхняя часть шеи, в сторону головы, и только потом шея начала расти в сторону туловища.

5505508194_410df6b761_b

Новое исследование, опубликованное в журнале Royal Society Open Science, является одним из первых, где сравниваются шеи жирафов, их родственников и предков, чтобы увидеть, как они менялись с течением времени. Американские ученые изучили шейные позвонки 71 особи жирафа и окапи (в том числе девяти вымерших видов и двух современных), распространенных только в Демократической республике Конго.

«Мы хотели выяснить, как у жирафа появилась длинная шея. Ведь мы знаем, что у его предков была более короткая шея», – говорит профессор анатомии Нью-Йоркского технологического института Никос Солуниас. В итоге окаменелости показали, что шейное удлинение присутствовало у предков жирафов 16 млн лет назад. Жирафы, как и люди, имеют семь шейных позвонков, но позвонки жирафа больше – размером до 25,4 см в длину. Исследователи сосредоточились на третьем позвонке.

Они выяснили, что примерно 16 млн лет назад среди предков этих животных произошел раскол на две эволюционные ветви. На одной ветви в течение долгого времени развились короткие шеи. На этой ветке находятся окапи. На другой – современные жирафы с их длинными шеями.

Затем исследователи обратили внимание на два этапа эволюции шеи. Верхняя ее часть резко вытянулась около 7 млн лет назад у так называемых самотериев (Samotherium) – необычных родичей жирафов. Затем, примерно миллион лет назад, прошел второй этап удлинения – в сторону хвоста. Тогда и появились современные жирафы: длина третьего шейного позвонка у них в девять раз больше ширины и почти приближается к протяженности плечевой кости взрослого человека.