Ученые выяснили, когда млекопитающие начали переходить к дневному образу жизни

Палеонтологи показали, что лишь после гибели динозавров ранние млекопитающие стали осторожно осваивать дневной образ жизни.

Принято считать, что общие предки всех млекопитающих долгое время вели ночной образ жизни, что резко сдерживало их развитие. Палеонтолог, профессор Университетского колледжа Лондона Кейт Джонс (Kate Jones) и ее коллеги выяснили, когда именно наши далекие предшественники начали впервые выбираться на солнечный свет.

В статье, опубликованной журналом Nature Ecology & Evolution, ученые приводят результаты исследования 2415 видов современных млекопитающих. Для каждого из них были проанализированы данные по поведению и проведено моделирование вероятного образа жизни предков. Это позволило заключить, что переход к дневному существованию продолжался еще миллионы лет, а пика достиг во времена вымирания динозавров.

«Мы были крайне удивлены таким близким совпадением между исчезновением динозавров и началом дневной активности млекопитающих, – говорит один из авторов работы Рой Маор (Roi Maor), – но мы, не сговариваясь, приходили к одному и тому же результату, используя разные, альтернативные подходы к анализу».

Одними из первых (между 33 и 52 млн лет назад) этот шаг сделали предки приматов, точнее говоря, обезьян, которые к этому времени уже отделились от ряда сородичей, таких как лемуры или лори. Это может объяснять тот факт, что именно в этой группе млекопитающих адаптация зрения к дневному образу жизни получила максимальное развитие. Способности к различению цветов у нас не хуже, чем у птиц и других животных, никогда не оставлявших дневной образ жизни.

Предполагается, что ранним предкам млекопитающих ночной образ жизни помогал избежать конкуренции с рептилиями мезозоя, эпохи их расцвета, однако он же впоследствии задерживал их развитие, пока не произошел качественный скачок. «Мы не можем сказать, что именно вымирание динозавров привело к развитию дневной активности у млекопитающих, – добавляет Кейт Джонс. – Но в наших результатах мы видим ясную корреляцию».

Аватар пользователя Alex Kohn