Ученые выяснили, как молитва воздействует на человеческий мозг — Naked Science

Ученые выяснили, как молитва воздействует на человеческий мозг

Исследователи из США выяснили, что молитва оказывает на человеческий мозг подобно музыке или сексу. Исследование позволило выделить своего рода «центры молитв» в мозгу.

mornonism-13

С результатами работ американских ученых нас знакомит журнал Social Neuroscience. В своем труде исследователи признают, что они пока очень мало знают о том, что верующие именуют проявлением «высших духовных сил». Речь идет о переживаниях, которые испытывает человек во время религиозных обрядов. Между тем новые технологии позволяют получить ответы на некоторые вопросы.

Один из авторов работы – Джеффри Андерсон (Jeffrey Anderson) – не первый год наблюдает за работой мозга людей, имеющих некие сходные черты, определяющие их поведение. Ранее ученые наблюдали за заядлыми любителями компьютерных игр, которые не могли жить без своего увлечения. Исследования выявили аномалии в работе мозга таких людей.

Теперь в центре внимания ученых оказались христиане-мормоны, проживающие на территории штата Юта. В эксперименте приняли участие несколько десятков глубокого верующих мормонов. Ученые анализировали работу их мозга во время чтения Библии и молитв при помощи магнитно-резонансной томографии. Эксперимент проводили в специальной комнате, которая должна была напоминать людям об их вере. Так, на стенах висели фотографии прихожан церквей, а также высказывания известных религиозных деятелей.

Исследование позволило выделить своего рода «центры молитв» в мозгу. Они активировались в то время, когда участник эксперимента думал о своей вере. Ученые выяснили, что эти участки совпадают с зонами головного мозга, которые активируются при прослушивании музыки, занятии сексом или приеме наркотических средств. Так, пик религиозных чувств был отмечен особой активностью центра удовольствия. Кроме этого, ученые также отмечали активность средней префронтальной коры и зон, связанных с фокусировкой внимания на чем-либо.

Примечательно то, что наблюдения за медитирующими людьми показали, что у них активны другие участки мозга. Сами ученые полагают, что сделанное ими открытие позволит лучше понять природу религии и то, почему так много людей считают себя верующими.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.

В Японии провели церемонию спуска на воду фрегата типа Mogami. В перспективе страна намерена построить несколько десятков таких кораблей.