Ученые установили время активности марсианского вулкана

Одна из высочайших вершин Солнечной системы, марсианская гора Арсия, – это погасший вулкан. Геологам удалось показать, что максимальную активность она проявляла, когда на Земле процветали динозавры, и погасла вместе с их исчезновением.

19-километровая гора Арсия на Марсе – один из множества потухших вулканов, расположенных в области Фарсида, чуть к югу от экватора. По новым данным ученых, некогда он просыпался каждые 1–3 млн лет, а окончательно погас около 50 млн лет назад, примерно тогда же, когда на Земле вымерли динозавры. Последние 29 вулканических каналов были обнаружены с внутренней стороны кальдеры горы Арсия, однако до сих пор датировать их активность не удавалось.

«По нашим оценкам, Арсия проявляла пиковую активность примерно 150 млн лет назад – во время позднего юрского периода на Земле – и прекратила ее примерно тогда, когда на Земле исчезли динозавры», – говорит Якоб Ричардсон (Jacob Richardson), один из авторов статьи, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters. В ней ученые выяснили бурное прошлое горы Арсия.

Сегодняшняя кальдера Арсии насчитывает около 110 км в поперечнике, это вторая после Олимпа вершина на Марсе. Ее детальные снимки ученые получили с помощью орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Это позволило отметить застывшие потоки лавы, исходящие из всех 29 каналов, рассмотреть их стратиграфию и изрезанность ударными кратерами. Новые данные использовались для компьютерного моделирования и помогли установить возраст каждого канала. Древнейший из них датирован примерно 200 млн лет назад, самый недавний – около 50 млн лет.

Ученые также подсчитали, что в период максимальной активности, около 150 млн лет назад, гора Арсия выносила на поверхность от 1 до 8 куб. км магмы за миллион лет. Этот не слишком впечатляющий объем, накопившись, и сделал вершину такой высокой. Однако в масштабах планеты он довольно невелик. «В горе Арсия образовывалось по новому вулканическому каналу каждые 1–3 миллиона лет, – говорит Ричардсон. – Сравните это с 10 тысячами лет для сходных регионов Земли».

Аватар пользователя Netbook