02.10.2014
Редакция Naked Science

Ученые: скорую смерть можно предсказать по нарушению обоняния

По мнению ученых, плохое обоняние может предсказать смерть. Неспособность различать запахи свидетельствует о серьезных проблемах организма.

mexico-city-smrad

В эксперименте приняли участие 3005 пожилых американцев. Согласно требованиям простого теста, им нужно было различить пять запахов: мята, кожа, рыба, розы и апельсин. Основная масса людей (78%) правильно отгадали четыре-пять запахов. 3,5% угадали лишь один или вообще не смогли дать правильных ответов. Остальная часть опрошенных смогла дать два-три верных ответа.

Пять лет спустя выяснилось, что 430 человек из общего числа респондентов уже нет в живых (12,5% участников теста). Всего 39% тех, кому не удалось пройти тест, умерли за пятилетний период. А вот среди людей с нормальным обонянием этот показатель составил лишь 10%. Таким образом, среди людей с нарушенным обонянием количество умерших было значительно выше. Конечно, ученые учли возраст, уровень доходов, состояние здоровья и другие факторы, влияющие на жизнь.

Ведущий автор исследования Джайант Пинто (Jayant M. Pinto) заявил, что сама по себе неспособность различать запахи к смерти не ведет. В то же время она может служить неким предупреждающим сигналом. По мнению ученых, открытие позволит создать удобный метод для выявления проблем со здоровьем.

Специалисты пока затрудняются назвать причину этого явления. Возможно, ее следует искать в самовосстанавливающихся стволовых клетках системы обоняния. В таких случаях утрата способности различать запахи свидетельствует о нарушении восстановительных функций организма.

Вторая версия делает акцент на том, что обонятельный нерв является единственным черепным нервом, непосредственно контактирующим с окружающей средой. Именно по нему всевозможные вредные частицы и микробы попадают в центральную нервную систему.

С полным отчетом об исследовании можно ознакомиться в журнале PLoS One.