Ученые предложили новый метод для составления картины извержений вулканов — Naked Science
04.08.2019

Ученые предложили новый метод для составления картины извержений вулканов

Новая методика была протестирована на Флегрейских полях.

0582256a0017a814fd96b2bf08527fc3

Международная команда ученых во главе с Элеонорой Ривальтой (Eleonora Rivalta) сообщила о разработке нового метода, основанном на физике и статистике, который поможет точнее прогнозировать извержения вулканов. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Суть в том, чтобы понять, по какому именно пути из недр земли выходит магма, поскольку зачастую эта огненная жидкость не идет по одному и тому же маршруту и не извергается непосредственно из жерла вулкана.

«При попытке предсказать, как именно произойдет извержение, главная трудность в том, что магма проходит под землей и не видна невооруженным глазом», — объяснила Ривальта.

По словам ученого, методы, которые специалисты до сих пор применяли для прогнозов, основаны либо на анализе местности, где чаще всего ранее происходили извержения, либо исключительно на физике. Однако по одиночке эти способы не так действенны, поэтому исследователи решили объединить их.

Они проанализировали историю извержений и выяснили, что чаще всего магма не прорывается наружу через уже существующие кальдеры, а извергается в разные стороны и тем самым приводит к наибольшему числу жертв. Эти предположения решили проверить на примере Флегрейских полей — крупного вулканического района, который расположен к северо-западу от итальянского Неаполя. Именно там 40 тысяч лет назад произошло «мегаизвержение», ставшее причиной наступления вулканической зимы.

Специалисты построили компьютерную модель и нанесли на карту 70 извержений супервулкана Кампи Флегрей за последние 15 тысяч лет, включая разрушительное Монте-Нуово в 1538 году. Таким образом, удалось рассмотреть, где конкретно располагаются пути наименьшего сопротивления для подземного потока магмы — порой они находятся в километрах от жерла вулкана.

Как заявляют ученые, их цель — дать жителям таких городов, как Неаполь, больше информации о готовящихся извержениях. Кроме того, модель можно применить к вулкану Этна на Сицилии и Йеллоустоуну в США. Как только мы сможем предугадать, по какому пути будет выходить магма и, следовательно, по каким районам катаклизм может ударить сильнее всего, можно будет понять, как минимизировать риски и избежать смертельных исходов.