Ученые предложили новое объяснение трипофобии — Naked Science

Ученые предложили новое объяснение трипофобии

Крайне неприятная реакция на кластерные отверстия может быть не связана с реакцией на опасных пауков и змей: ученые нашли новую причину трипофобии.

tripofob0

Трипофобия, или «боязнь кластерных отверстий», не считается отклонением и не упоминается в самом авторитетном классификаторе психических болезней и расстройств DSM-5. Однако очень многие люди испытывают крайне интенсивные и неприятные переживания при виде предметов и текстур со скоплениями небольших бугорков и отверстий.

Предполагается, что такая реакция имеет глубокие эволюционные корни и связана с тем, что сходно выглядят многие потенциально крайне опасные существа, такие как змеи или пауки. «Встроенное» отвращение заставляет эффективнее избегать их. Однако команда профессора Университета Эмори Стеллы Луренцо (Stella Lourenco) считает эту версию для объяснения трипофобии не слишком точной. Их статью публикует журнал PeerJ.

В самом деле, при виде опасных животных реализуется реакция «бей или беги». Учащается сердцебиение, зрачки расширяются, мышцы наполняются кровью – эти процессы координирует симпатическая нервная система. Луренцо и ее коллеги исследовали такую реакцию и на кластерные отверстия, показав, что у подопытных зрачки, напротив, сужаются. Это может свидетельствовать о работе парасимпатической нервной системы и переживанием отвращения, а никак не агрессивного страха.

В отличие от «бей или беги», такая реакция ведет к замедлению пульса и дыхания, сужению зрачков – тело как бы «запирается», снижая интенсивность обмена с окружающей средой, насыщенной потенциально опасными инфекциями или токсинами. Она развивается, например, при виде разлагающейся плоти или пораженной болезнью кожи. Возможно, и трипофобия является «побочным продуктом» базовых визуальных стимулов, запускающих такой ответ. Так что фобией, строго говоря, называть ее вряд ли стоит.

Похоже, что человечество совсем близко подошло к тому моменту, когда сможет выпрыгнуть из своей астрономической колыбели и начать экспансию в космосе. По крайней мере, это вполне возможно при современном уровне развития науки и техники. А первая полноценная внеземная колония может появиться в течение трех десятилетий, причем не на Луне или Марсе, а около карликовой планеты Цереры.

Космическое ведомство США определилось с четырьмя научно-исследовательскими миссиями, которые планируют реализовать по программе Pioneers.

Для российского ВМФ заказали две новые стратегические субмарины проекта «Борей-А». Эти лодки станут девятым и десятым кораблями проекта 955.