Ученые получили материал, восстанавливающийся под давлением

Японские исследователи синтезировали полимер с возможностью самовосстановления разрывов и разрезов – просто под небольшим давлением.

Самовосстанавливающиеся полимеры синтезируются и исследуются уже не одно десятилетие, однако до широкого практического применения дело до сих пор не дошло. Они редко обладают полезными механическими свойствами, такими как прочность, а для «самозалечивания» требуют локального нагревания. В отличие от них новый материал, представленный Такузо Аидой (Takuzo Aida) и его коллегами из Токийского университета, лишен этих недостатков.

В статье, опубликованной журналом Science, ученые рассказывают об экспериментах с полупрозрачным полимером TUEG3 (поли-тиомочевина-этиленгликоль), который не только обладает высокой механической прочностью, но и не требует нагрева для «самозалечивания» – достаточно соединить разорвавшиеся фрагменты и немного их сжать. Полимерные цепи в таком материале соединяются друг с другом не ковалентными, а водородными связями, что и обеспечивает легкость самовосстановления.

В лабораторном эксперименте разрезанный образец TUEG3 площадью около 2 кв. дюймов (12,9 кв. см) после соединения фрагментов самовосстановился и смог удержать до 300 г нагрузки, не разрываясь снова. Ученые надеются, что в будущем новый материал найдет широкое применение в самых разных сферах – от создания более надежной электроники до, возможно, чашек, которые достаточно будет сложить, чтобы склеить снова, если они разобьются.

Аватар пользователя Дмитрий Шабанов