Ученые подсчитали, что терраформировать Марс невозможно — Naked Science

Ученые подсчитали, что терраформировать Марс невозможно

Марс может никогда не стать нашим «вторым домом»: на всей планете нет достаточного количества парниковых газов для повышения температуры и создания комфортного давления.

mars0

Мы уже привыкли рассчитывать на Марс как на будущий «второй дом» человечества и убежище на случай глобальной катастрофы на Земле. Космические агентства и даже частные компании все внимательнее присматриваются к перспективе отправки на Красную планету людей. Инженеры и климатологи просчитывают варианты терраформирования Марса, превращения его в зеленый и цветущий мир, подходящий для жизни «без скафандров». Однако новая работа, опубликованная в журнале Nature Astronomy, может поставить на этих планах крест: по подсчетам американских планетологов, на Марсе просто недостаточно углекислого газа.

Казалось бы, именно углекислого газа там предостаточно: слабая атмосфера Марса состоит, в основном, из него, как и значительная часть льда, лежащего на поверхности. Многие планы терраформирования опирались на него: растопить лед и наполнить атмосферу углекислым газом, чтобы создать парниковый эффект, который может быстро согреть холодную планету. Повышенное давление позволит образоваться на поверхности водоемам, а космонавтам – если не дышать местным воздухом, то хотя бы пользоваться простыми аппаратами для дыхания, без герметичных компрессионных скафандров.

Однако этот путь требует впечатляющих количеств углекислого газа. Специалисты по Марсу Брюс Яковски (Bruce Jakosky) и Кристофер Эдвардс (Christopher Edwards) отмечают, что это – единственный парниковый газ, доступный на Марсе в больших объемах, но и их будет недостаточно. Опираясь на данные миссий MAVEN, Mars Express, Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Odyssey, ученые подсчитали, что если даже полностью испарить весь углекислый газ на планете, атмосферное давление поднимется лишь до 15 мбар. Для сравнения, одна земная атмосфера составляет 987 мбар.

По расчетам Яковски и Эдвардса, даже если планетологам будущего удастся превратить в газ и весь углерод из древних осадочных пород Марса, это не изменит ситуацию: давление удастся поднять максимум на порядок ниже, чем требуется. Да и парниковый эффект будет далек от нужного, подняв температуру не более чем на 10 градусов – то есть, она по-прежнему останется намного ниже нуля. Возможно, Красная планета так и останется ледяной пустыней, а люди смогут жить на ней только в искусственной среде, – не как во «втором доме», а как во временном вынужденном приюте.

Наблюдения показали, что разреженная атмосфера Ио наполняется сернистыми газами, которые поднимаются из вулканов и испаряются с ледяной поверхности юпитерианского спутника.

На разработку технического проекта «лунного» носителя сверхтяжелого класса «Енисей» в 2020-2021 годах хотят потратить почти полтора миллиарда рублей. Первоначальный облик ракеты может претерпеть изменения.

Тектоническую плиту обнаружили в северной части Канады. Ученые считают, что полученные сведения помогут в прогнозировании вулканических извержений и нахождении запасов полезных ископаемых.