Ученые обнаружили рецепторы «вкуса воды» - Naked ScienceNaked Science
31.05.2017, 06:11
Naked Science

Ученые обнаружили рецепторы «вкуса воды»

Эксперименты на мышах показали, что на воду реагирует отдельная группа рецепторных клеток. Список базовых вкусов может пополниться еще одним – «вкусом воды».

76a95ac62ad9b0bb4807948dfad0144d-d6ymssq

Традиционно считается, что человек различает четыре основных вкуса: кислый, сладкий, горький и соленый. В последние годы к ним часто добавляют пятый – умами, для которого на языке имеются особые рецепторы. Теперь же этот список может дополниться и шестым вкусом, «вкусом воды». Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Nature Neuroscience, готово поставить точку в вековой загадке о том, обладает ли вода вкусом и как мы отличаем ее от других жидкостей.

Юки Ока (Yuki Oka) с коллегами из Калифорнийского института технологий провели поиски вкусовых клеток-рецепторов воды в тканях языка мыши. Кропотливо работая с ГМ-линиями животных, ученые отключали у них то одну, то другую популяцию вкусовых рецепторов. Затем они омывали их ротовую полость водой и следили, какие рецепторные клетки срабатывают в ответ.

Большой неожиданностью для авторов оказалась активация обычных рецепторов кислого вкуса. Животные, у которых эти рецепторы не действовали, куда дольше затруднялись с правильным выбором жидкости для питья, если им предъявляли воду в одной миске, а в другой – безвкусное, бесцветное, не пахнущее силиконовое масло.

Тогда ученые обратились к оптогенетике – методике, которая позволяет получить нейроны, возбуждаемые светом. Рецепторы кислого вкуса мышей «включались» импульсом синего лазера. Грызунов приучали пить воду из носика, после чего экспериментаторы заменили настоящую воду такой искусственной стимуляцией, отметив, что никакой разницы животное, по-видимому, не почувствовало. Некоторые, особенно сильно страдавшие от жажды, мыши «пили» таким образом из носика, делая до 2 тыс. лаканий за 10 минут. И они никогда не осознавали, что это иллюзия.