04.07.2017
Редакция Naked Science

Томография помогла прочесть два древнеримских свитка

Международная группа ученых распознала рекордно большой объем текста, написанного на обугленном свитке времен извержения Везувия, с помощью томографии.

Впервые об успешном использовании фазово-контрастной рентгеновской томографии для прочтения древних документов стало известно в 2015 году. Метод подразумевал обработку одного свитка из Геркуланума высокоэнергетическим рентгеновским излучением, анализ их интерференции и визуализацию внутренней микроструктуры образца. Поскольку, в отличие от прежних попыток, метод позволил достичь высокого пространственного разрешения, авторы расшифровали на поверхности папирусов серии слогов и греческий алфавит. Вилла папирусов была обнаружена на берегу Неаполитанского залива в 1752 году. В 79 году нашей эры район совместно с Помпеями пострадал от извержения Везувия.

Вилла в Геркулануме — единственная сохранившаяся античная библиотека. Во время катастрофы часть расположенных здесь свитков была уничтожена, остальные — под воздействием температуры порядка 320 градусов Цельсия — спрессованы в однородную матрицу. Хрупкость обугленных свитков приводила к тому, что их утрата, несмотря на осторожность обращения, продолжалась и после начала раскопок. Однако распознавание древних текстов представляет собой историческую и культурную ценность, поэтому ученые ищут способы надежного и безопасного чтения подобных артефактов. Ранее наименее пострадавшие папирусы были частично расшифрованы с помощью медленного переворачивания слоев.

В новой статье специалисты из Италии и России представили результаты изучения двух свитков из Геркуланума. Чтобы упростить процедуру и повысить ее точность, авторы разработали компьютерный алгоритм, который преобразует данные синхротрона в трехмерную, а затем и двухмерную «развернутую» модель. Возможность такой обработки обеспечила технология изготовления папирусов. Она предусматривала перпендикулярное размещение тонких полос растения Cyperus papyrus внахлест, их последующее сдавливание, разглаживание и отбеливание. С поправкой на перпендикулярную структуру волокон программа могла корректировать изображение на скрученных в трубку листах.

Семь строк из свитка PHerc. 495 / Inna Bukreeva et al., arXiv.org, 2017

На первом этапе исследователи испытали технологию на современных папирусах, которые подвергались воздействиям, схожим с извержением вулкана, включая бескислородное нагревание. Тесты признали успешными, и метод повторили на образцах, хранящихся в Национальной библиотеке Неаполя. В результате команда прочла фрагменты текста размером до 14 строк, в том числе целые слова. Например, одну из частей восстановленного изображения, они идентифицировали как греческое ἀκο̣ήν — «слышать» или «слушать». В работе 2015 года ученые расшифровали только некоторые последовательности букв: некоторые из них, предположительно, могли быть словами ππτοιε («пал бы») и ειποι («сказал бы»).

Статья опубликована на сервере препринтов arXiv.org.

Помимо восстановления текстов ученые активно занимаются реконструкцией внешности представителей древних цивилизаций. Так, недавно исследователи воссоздали лицо современника фараона Тутмоса III и жертвы Везувия.

Видео с наглядным объяснением механизма прочтения свитков с помощью томографии / ©VisCenter