Эксперименты на обезьянах раскрыли эволюцию их «языка»
alex007

Эксперименты на обезьянах раскрыли эволюцию их «языка»

Западноафриканские зеленые мартышки использовали звуки восточноафриканских сородичей, ни разу их не слыша.

Исследователи из Немецкого центра приматов провели опыты с западноафриканскими зелеными мартышками, которые показали древнее эволюционное происхождение звуковых сигналов этих приматов. Работа опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ученые рассматривали два вида зеленых мартышек: западноафриканских (Chlorocebus sabaeus), которые носят имя рода, и восточноафриканских (Chlorocebus pygerythrus), которых еще называют верветками. У последних есть три звуковых сигнала тревоги, каждый из которых относится к определенному виду хищника. Один предупреждает о леопарде, второй — о змее, а третий — о приближении орла. У западноафриканских — всего два сигнала, относящихся к леопарду и змее. Поскольку в их ареале обитания нет опасных для них воздушных хищников, то в «орлином» сигнале необходимости нет. Зоологи решили посмотреть, как в таком случае эти обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха.

Авторы наблюдали за мартышками, которые обитают недалеко от исследовательской станции в Сенегале. Исследователи следят за ними больше десятилетия. В качестве воздушной угрозы они использовали дронов, которые с жужжащим звуком пролетали над приматами на высоте 60 метров. Заслышав неизвестный пугающий звук, обезьяны забили тревогу и спрятались среди веток. Их сигнал отличался от «змеиного» или «леопардового». Более того, он мало отличался от «орлиного» крика верветок.

Сравнение звуков западноафриканских и восточноафриканских мартышек / ©Nature Ecology & Evolution

Через несколько дней зоологи повторили эксперимент с одним отличием: они пустили не дроны, а лишь воспроизвели звук их приближения. Тем не менее реакция оказалась той же.

«Заслышав звук, животные подняли глаза и стали осматривать небо. Они быстро поняли, что означают ранее неизвестные звуки, и запомнили эту информацию. При этом структура их крика осталась практически неизменной по сравнению с верветками, несмотря на три с половиной миллиона лет раздельной эволюции. Похоже, она уходит глубоко в прошлое», — поделилась выводами Джулия Фишер (Julia Fisher), ведущий автор работы.