Сверхмассивная черная дыра слишком велика для своей галактики — Naked Science

Сверхмассивная черная дыра слишком велика для своей галактики

Черные дыры, находящиеся в активных центрах крупных галактик, недаром называются сверхмассивными: масса их может в сотни миллионов и даже миллиарды раз превышать массу целого Солнца. Но великанша CID-947 выделяется даже в этом ряду.

Black-Hole-Redshift_YaleNews

Проведя серию наблюдений с помощью космических телескопов Chandra, Hubble и XMM-Newton, а также наземной обсерватории W.M. Keck, астрономы показали, что CID-947 является одной из крупнейших среди известных сверхмассивных черных дыр, достигая 7 млрд солнечных масс. Не менее внушителен и ее возраст: 11,7 млрд лет.

Все это чрезвычайно странно. «Мы планировали наблюдать объекты средней величины, отнюдь не великаны, – говорит один из авторов исследования. – Проект был направлен на изучение сверхмассивных черных дыр средних размеров в средних размерах галактиках. Обнаружение в одной из них такой громадной дыры стало настоящим шоком».

Действительно, типичная сверхмассивная черная дыра имеет массу в пределах 0,2-0,5% от массы своей «материнской» галактики. А вот CID-947 тяжелее на два порядка – 10% от массы галактики! Астрономы были настолько поражены находкой, что просили сторонних экспертов проверить эти результаты. Однако ошибки не было.

Проблема в том, что по обычным представлениям галактика и ее сверхмассивная черная дыра растут и эволюционируют параллельно, развиваясь в тесном взаимодействии друг с другом, поэтому размеры их достаточно ясно взаимосвязаны. Похоже, CID-947 – исключение из этой картины, и секрет ее колоссальных размеров может объясняться ее возрастом. В пору юности CID-947, когда Вселенная была молода и полна «ничейной» материи, рост черных дыр мог происходить намного быстрее.

Впервые с момента появления концепции солнечно-теплового ракетного (реактивного) двигателя инженеры создали его рабочий прототип. Хотя это установка лишь для подтверждения концепции, она доказывает возможность практического воплощения идеи.