Сверхмассивная черная дыра слишком велика для своей галактики — Naked Science

Сверхмассивная черная дыра слишком велика для своей галактики

Черные дыры, находящиеся в активных центрах крупных галактик, недаром называются сверхмассивными: масса их может в сотни миллионов и даже миллиарды раз превышать массу целого Солнца. Но великанша CID-947 выделяется даже в этом ряду.

Black-Hole-Redshift_YaleNews

Проведя серию наблюдений с помощью космических телескопов Chandra, Hubble и XMM-Newton, а также наземной обсерватории W.M. Keck, астрономы показали, что CID-947 является одной из крупнейших среди известных сверхмассивных черных дыр, достигая 7 млрд солнечных масс. Не менее внушителен и ее возраст: 11,7 млрд лет.

Все это чрезвычайно странно. «Мы планировали наблюдать объекты средней величины, отнюдь не великаны, – говорит один из авторов исследования. – Проект был направлен на изучение сверхмассивных черных дыр средних размеров в средних размерах галактиках. Обнаружение в одной из них такой громадной дыры стало настоящим шоком».

Действительно, типичная сверхмассивная черная дыра имеет массу в пределах 0,2-0,5% от массы своей «материнской» галактики. А вот CID-947 тяжелее на два порядка – 10% от массы галактики! Астрономы были настолько поражены находкой, что просили сторонних экспертов проверить эти результаты. Однако ошибки не было.

Проблема в том, что по обычным представлениям галактика и ее сверхмассивная черная дыра растут и эволюционируют параллельно, развиваясь в тесном взаимодействии друг с другом, поэтому размеры их достаточно ясно взаимосвязаны. Похоже, CID-947 – исключение из этой картины, и секрет ее колоссальных размеров может объясняться ее возрастом. В пору юности CID-947, когда Вселенная была молода и полна «ничейной» материи, рост черных дыр мог происходить намного быстрее.

Соединенные Штаты провели церемонию спуска на воду новой атомной субмарины типа Virginia — USS Montana (SSN 794).

Возле красного карлика совсем недалеко от Солнца обнаружилась необычная землеподобная планета, сохранившая свою атмосферу.

Незначительные на первый взгляд привычки, такие как способ заваривания чая или обязательная кружка кофе по утрам, способны снизить чувство одиночества. К такому выводу пришли американские и китайские ученые.