Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
11.04.2017
Редакция Naked Science

Стимуляция мозга сделала людей честнее

Ученым удалось склонить людей к более честным финансовым решениям с помощью транскраниальной стимуляции постоянным током.

transkranialnaya_stimulyaciya

Честность — не просто абстрактное этическое понятие. Это качество играет важнейшую роль в экономике и социальной сфере. Заключая и соблюдая любой договор, люди выбирают между честным следованием условиям и личными интересами. Однако биологическая основа этого выбора во многом остается загадкой для ученых.

Исследователи из Цюрихского университета заявили, что им удалось не только сделать выводы о механизме такого выбора, но и усилить склонность людей к честности при помощи неинвазивной стимуляции определенных зон мозга.

Для этого исследователи провели эксперимент — игру, в которой обман в собственных интересах помогал участнику заработать больше, чем честное поведение. Многие игроки воспользовались этой возможностью, но нашлись и те, кто придерживался политики честности. Убежденных жуликов оказалось не так много: в каждом возможном случае обманывали только 8% участников. «Большинство людей делают выбор в пользу собственных интересов или честности в зависимости от случая; изредка они обманывают, но не при каждой возможности», — поясняет Мишель Марешаль, профессор экспериментальной экономики Цюрихского университета.

Затем во время игры участники проходили процедуру транскраниальной стимуляции постоянным током (tDCS). Для этого на коже головы устанавливают электроды, через которые на мозг воздействуют слабым постоянным током. Ученые стимулировали дорсолатеральную префронтальную зону коры головного мозга. Эта зона обеспечивает принятие сложных решений и когнитивную деятельность, в том числе кратковременную память.

Количество упорных обманщиков осталось прежним — 8%. Однако те, кто лгал в свою пользу лишь от случая к случаю, при стимуляции стали чаще выбирать честность. Комментирует профессор нейроэкономики Цюрихского университета Кристиан Рафф: «Эти выводы позволяют предположить, что стимуляция, в основном, снижала склонность к обману у тех участников, которые действительно переживали моральный конфликт, но не влияла на процесс принятия решения у тех, кто поставил себе цель заработать как можно больше».

Дальнейшие исследования показали, что стимуляция работает только в случае конфликта материальных и моральных интересов. Если ситуация не включает моральный аспект — например, если она связана с риском или предполагает отложенное вознаграждение, — воздействие на мозг неэффективно.

Исследователи убеждены, что их работа станет важным шагом к познанию механизмов, которые влияют на честность наших решений.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Недавно глубокая стимуляция таламуса помогла сократить тики у пациентов с тяжелой формой синдрома Туретта.