Зоркие «футбольные мячи» защитят МКС

Новые шарообразные роботы защитят Международную космическую станцию от орбитального мусора. Аппараты уже прошли стадию тестирования на борту МКС.

6 сен 2014 Аркадий Елисеев Комментариев: 0

Космический мусор может застать вас врасплох, особенно, если вы находитесь на борту МКС. В связи с этим специалистам приходится периодически менять орбиту космической станции, во избежание столкновения с отжившими свое спутниками и прочим околоземным хламом.

Чтобы оценить всю опасность ситуации, не полагаясь при этом лишь на радары, американские инженеры из Массачусетского технологического института разработали роботов размером с футбольный мяч. Они созданы для обследования пространства вокруг МКС с целью обнаружения потенциально опасного околоземного мусора. Наблюдения ведутся роботами с безопасного расстояния с помощью 3D-стереокамеры. Полученные изображения передаются экипажу на борт МКС, который решает, как действовать дальше.

Риски столкновения с космическим мусором должны быть оценены, не только не подвергая людей опасности, но и роботов, отмечают разработчики. Подобный осмотр не является деятельностью с низким уровнем риска, в связи с этим аппараты должны быть начеку. Возможные столкновения роботов с орбитальным мусором чреваты усугублением обстановки вокруг МКС. «Автономный инспектор» может столкнуться с объектом и изменить его траекторию. Чтобы избежать таких инцидентов, создатели уделили особое внимание хорошим датчикам устройств, позволяющим роботам свободно инспектировать космическое пространство.

В тесте, проводимом на борту МКС, роботы успешно маневрировали вокруг объекта, плавающего в условиях микрогравитации. Используя свои камеры и внутренние гироскопы для навигации, «мячи» смогли, находясь на безопасном расстоянии от объекта, собрать о нем все необходимые данные. Полученная информация была успешно передана астронавтам на МКС, которые смогли оценить то, что они увидели.

В скором будущем в планах у ученых создание роботов, которые смогут путешествовать по геостационарной орбите Земли дольше, чем большинство спутников. Эти усовершенствованные аппараты должны будут искать космический мусор, а также проводить ремонт старых или сломанных спутников.

Аватар пользователя Александр Корякин