Секс с «несовершеннолетними» позволяет паукам выжить

Секс с «несовершеннолетними» позволяет паукам выжить

Самцы черной вдовы выбирают неполовозрелых партнерш, чтобы не быть съеденными после спаривания.

l_hesperus_pair

Среди паукообразных «сексуальный каннибализм», при котором оплодотворивший самку и более не нужный самец становится ее пищей, распространен исключительно широко. Конечно, самим самцам такие «традиции» невыгодны, ограничивая их эволюционно обусловленное стремление оставить больше потомства. Поэтому некоторые из них применяют довольно изощренные способы перехитрить агрессивность партнерши – например, подолгу играют с ней, пока та не утомится.

В статье, опубликованной журналом Biology Letters, биологи из Израиля и Канады сообщают о другом эффективном и очень необычном способе спасения от «посткоитального каннибализма», который применяют самцы черной вдовы двух видов (Latrodectus hasselti и L. geometricus): они стараются спариться с неполовозрелой партнершей. По словам ученых, для этого подходит лишь довольно узкий промежуток времени: всего 2-3 дня, когда у самки уже полностью сформировалась сперматека – орган, который у некоторых членистоногих накапливает (и иногда надолго сохраняет) сперму после оплодотворения.

В этот период сперматека еще прикрыта сравнительно тонким «молодым» экзоскелетом и в ней нет копуляционного отверстия. Однако самцов Latrodectus это может не останавливать: ученые обнаружили, что некоторые из них прокусывают панцирь, после чего их сперма оказывается в сперматеке самки и уже вскоре может оплодотворить первые яйца. По данным авторов работы, «прокушенными» таким образом оказываются около трети молодых самок Latrodectus, после чего приносят нормальное здоровое потомство. Зато самец остается жив.