09.07.2015
Редакция Naked Science

Сбором космического мусора займется «спутник–пакман»

Человечество заполняет мусором все, до чего дотянется, включая ближний космос. По данным NASA, сегодня на околоземной орбите находятся около 21 тыс. предметов – это если считать только те объекты, размеры которых превышают 10 см. Все это – мертвые спутники и верхние ступени ракет, двигатели, обломки и фрагменты – следы освоения космического пространства, которые грозят всерьез осложнить дальнейшее его покорение. Здесь давно пора прибраться.

edb4b167
©Wikipedia / Автор: Cloelia Andronicus

Особое внимание этой задаче уделяют аккуратные швейцарцы. В Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL) прорабатываются программы для мониторинга, сбора и уничтожения космического мусора и отработавших свой срок спутников.

А недавно инженеры EPFL представили проект CleanSpace One – спутник, который сможет выводиться на низкую околоземную орбиту для целенаправленной «уборки» и переработки массы микроспутников, созданных на основе швейцарской же платформы SwissCube. И внешне, и по способу действий аппарат удивительно напоминает главного героя культовой видеоигры 1980-х Pac-Man: приближаясь к отработавшему свое микроспутнику, он распахивает «рот», захватывает его и уничтожает.

©EPFL/Jamani Caillet

По словам разработчиков, пока что ключевой задачей для них является отработка точных алгоритмов сближения, безопасных и для SwissCube, и для самого «пакмана» – с тем, чтобы случайно не умножить количество космического мусора.

Переход от одного режима сна к другому может быть признаком различных хронических и инфекционных заболеваний, например коронавируса. Специалисты из США выделили пять типов графика сна, проанализировали, как часто люди «переключаются» между ними, и обнаружили закономерности, связанные с состоянием здоровья.