01.09.2016
Редакция Naked Science

Самые древние окаменелости продлили историю жизни на Земле еще дальше в прошлое

В Гренландии обнаружены свидетельства существования микробов, датированные 3,7 млрд лет. Это делает жизнь на Земле на 210 млн лет старше, чем считалось до сих пор.

life0

Австралийский профессор Аллен Натмэн (Allen Nutman) и его коллеги проводили исследования формации Исуа на юго-западе Гренландии. Эти знаменитые осадочные отложения – одни из древнейших в мире. Из-за особенностей изотопного состава углерода и других элементов ученые уверены, что они образовались не без влияния живых организмов. Другие признаки указывают на то, что когда-то формация находилась под водой, на большой глубине, рядом с чем-то вроде черного курильщика – океанических гидротермальных источников.

В статье, опубликованной журналом Nature, Натмэн и его коллеги описывают отпечатки линий с волнами высотой в несколько сантиметров, найденные ими в формации Исуа. Ученые идентифицировали их как следы строматолитов, плотных «матов», сложенных цианобактериями. На это указывает и характер линий, и их распределение в породе, и химический, и изотопный состав. Датированы они возрастом 3,7 млрд лет; до сих пор древнейшие следы жизни на Земле относились к 3,49 млрд лет назад.

Волнистые структуры в этом камне – следы бактериальных матов / ©Allen Nutman/University of Wollongong

Такая древность бактериальных матов может свидетельствовать в пользу взглядов о том, что жизнь на нашей планете появилась почти моментально, как только она достаточно остыла – наверняка ранее 4 млрд лет назад. Она не могла оставить окаменелостей и отпечатков и лишь со временем стала оставлять химические свидетельства своего существования.

К тому же известно, что на ранней Земле было куда больше океанической коры, чем континентальной, а она и тоньше, и быстрее обновляется, почти не бывая старше 200 млн лет. Все это делает маловероятным обнаружение следов самых первых живых организмов. Однако Аллен Натмэн надеется, что глобальное потепление, растапливающее вечные ледники Гренландии и Антарктиды, может открыть нам прежде недоступные отложения – и, быть может, еще более древние свидетельства жизни на Земле.