Самые древние окаменелости продлили историю жизни на Земле еще дальше в прошлое

В Гренландии обнаружены свидетельства существования микробов, датированные 3,7 млрд лет. Это делает жизнь на Земле на 210 млн лет старше, чем считалось до сих пор.

Австралийский профессор Аллен Натмэн (Allen Nutman) и его коллеги проводили исследования формации Исуа на юго-западе Гренландии. Эти знаменитые осадочные отложения – одни из древнейших в мире. Из-за особенностей изотопного состава углерода и других элементов ученые уверены, что они образовались не без влияния живых организмов. Другие признаки указывают на то, что когда-то формация находилась под водой, на большой глубине, рядом с чем-то вроде черного курильщика – океанических гидротермальных источников.

В статье, опубликованной журналом Nature, Натмэн и его коллеги описывают отпечатки линий с волнами высотой в несколько сантиметров, найденные ими в формации Исуа. Ученые идентифицировали их как следы строматолитов, плотных «матов», сложенных цианобактериями. На это указывает и характер линий, и их распределение в породе, и химический, и изотопный состав. Датированы они возрастом 3,7 млрд лет; до сих пор древнейшие следы жизни на Земле относились к 3,49 млрд лет назад.

Волнистые структуры в этом камне – следы бактериальных матов / ©Allen Nutman/University of Wollongong

Такая древность бактериальных матов может свидетельствовать в пользу взглядов о том, что жизнь на нашей планете появилась почти моментально, как только она достаточно остыла – наверняка ранее 4 млрд лет назад. Она не могла оставить окаменелостей и отпечатков и лишь со временем стала оставлять химические свидетельства своего существования.

К тому же известно, что на ранней Земле было куда больше океанической коры, чем континентальной, а она и тоньше, и быстрее обновляется, почти не бывая старше 200 млн лет. Все это делает маловероятным обнаружение следов самых первых живых организмов. Однако Аллен Натмэн надеется, что глобальное потепление, растапливающее вечные ледники Гренландии и Антарктиды, может открыть нам прежде недоступные отложения – и, быть может, еще более древние свидетельства жизни на Земле.

Загрузка...