Российскими физиками создан новый ускоритель для коллайдера
03.05.2017

Российскими физиками создан новый ускоритель для коллайдера

Ожидается, что количество столкновений частиц в Большом адронном коллайдере после его модернизации вырастет примерно вдвое.

lhc-e1354858907380

9 мая в Женеве состоится официальная церемония ввода в эксплуатацию нового линейного ускорителя протонов LINAC-4 (LINAC — это LINear ACcelerator). Такой тип ускорителя выполняет в кольцевых системах вроде БАКа начальный разгон частиц перед их подачей в «большое» кольцо. Ускорение на старте означает лучшие результаты потом — достижение больших энергий в кольце.

Новый линейный ускоритель заменит построенный около 40 лет назад LINAC-2, разгонявший протоны до 50 МэВ. LINAC-4 должен увеличить эту цифру до 160 МэВ. Это в два раза поднимет светимость коллайдера, а вместе с этим повысит и скорость проведения экспериментов с помощью БАК.

Новый ускоритель крупным планом

Важные элементы ускорителя разработаны, изготовлены и смонтированы сотрудниками новосибирского Института ядерной физики и Российского федерального ядерного центра в Снежинске совместно с коллегами из ЦЕРНа. LINAC-4 (длиной 86 м) состоит из четырех ускорительных секций, в каждой из которых находятся различные типы ускоряющих структур, оптимизированные под соответствующий диапазон энергии. Российские ученые разрабатывали и собирали секцию CCDTL (Cell-Coupled Drift Tube Linac, ускоряющую структуру с ячейками связи и трубками дрейфа), где частицы ускоряются от 50 до 102 МэВ. CCDTL занимает 30% длины LINAC-4 и содержит семь ускоряющих модулей, состоящих из 21 ускоряющего высокочастотного резонатора с двумя пролетными трубками в каждом.

«LINAC-4 –– это первый этап длительной и амбициозной программы на пути к новым открытиям на LHC. Ожидается, что через 10 лет, когда программа модернизации Большого адронного коллайдера будет завершена, физики получат десятикратное увеличение числа столкновений частиц, что колоссально расширит возможности в наблюдении редких процессов и поиске еще неизвестных частиц», — рассказал журналистам директор Института ядерной физики, академик Павел Логачев.