Результаты более 30 000 биомедицинских публикаций могут оказаться неверными

Результаты более 30 000 биомедицинских публикаций могут оказаться неверными

Перекрестное загрязнение клеточных линий могло исказить результаты десятков тысяч исследований в области биологии и медицины.

hela-i

Исследователи из Университета Неймегена в Нидерландах проанализировали научные статьи, найденные при помощи поисковой платформы Web of Science, и пришли к выводу: результаты более 30 000 работ могут оказаться искажены. В этих исследованиях использовались клеточные линии, которые могли перенести перекрестное загрязнение, то есть «смешаться» с клетками других линий. Авторы новой работы не утверждают, что результаты всех указанных статей неверны. Это говорит лишь о том, что при подготовке исследований к печати необходима тщательная проверка данных.

Основой для исследования стал реестр потенциально неверно интерпретированных клеточных линий (Register of Misidentified Cell Lines), составленный Международным комитетом по проверке подлинности клеточных линий ICLAC (International Cell Line Authentication Committee). Сегодня в реестр входит 451 линия клеток, в случае которых не удается найти оригинальный источник. Авторы исследования проанализировали статьи, найденные с помощью поисковой платформы Web of Science, объединяющей несколько баз данных научных работ. Ученые нашли 32 755 работ, при подготовке которых использовали потенциально «загрязненные» клеточные культуры, указанные в реестре.

Рост числа публикаций с потенциально загрязненными линиями в год / © PLoS ONE

Ученые, работающие с культурами клеток, нередко сталкиваются с проблемой перекрестного загрязнения. Ему подвержены, например, «бессмертные» клетки знаменитой линии HeLa. Первые клетки этой линии ученые получили в 1951 году из раковой опухоли шейки матки. «Бессмертные» клетки могут делиться множество раз, ткань из них разрастается очень быстро — это делает их удобным материалом для исследований. При «загрязнении» в культуру попадают клетки других линий. Это может произойти, если нарушены правила работы с культурой: например, если при работе с разными культурами использовали одну и ту же емкость какого-либо реагента. Перекрестное загрязнение искажает условия опыта. К примеру, исследователи колоректального рака могут, сами того не зная, работать с клетками опухоли другого типа.

Авторы новой работы предлагают маркировать статьи, созданные на основе экспериментов с потенциально «загрязненными» клеточными линиями. Исследователи считают, что их работа поможет привлечь внимание не только к важности проверки результатов, но и обстоятельствам, которые ее затрудняют. В частности, многие компании могут отказываться от дополнительных проверок, чтобы не терять доходы из-за неудачных экспериментов.

Исследование опубликовано в журнале PLoS ONE.

Микрокальцификаты и уплотнения в молочных железах значимо связаны с риском развития рака и могут передаваться по наследству.

Еще один шаг на пути к точному распознаванию мыслей исследователи сделали, используя нейросети и опираясь на метод электрокортикограммы. Ошибки составили всего 3%.

Российская компания начала использовать обезличенные данные для составления статистики о том, как в крупных городах России придерживаются режима самоизоляции.

Некоторые патогены, передающиеся воздушно-капельным путем, разлетаются на семь-восемь метров, когда больной чихает, и на 2,5 — когда кашляет. Это ставит под сомнение безопасность рекомендуемой социальной дистанции при Covid-19.