Резкий рост серотонина сделал мышей медлительными — Naked Science

Резкий рост серотонина сделал мышей медлительными

Португальские ученые показали, что рост серотонина может снижать и увеличивать мотивацию мышей в зависимости от периода воздействия. Результаты работы опубликованы в журнале eLife.

serotonin-spartan-hf-based-on-xtal-3d-balls-web

Серотонин (5-гидрокситриптамин, 5-HT) является одним из основных нейромедиаторов, связанных с эмоциональным состоянием. Известно, что его уровень снижается при депрессии и повышенной тревожности, поэтому в фармакологической терапии расстройств настроения часто используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Между тем прошлые работы показали, что, помимо настроения, серотонин может влиять на восприятие и поведение. До недавних пор изучение этих функций ограничивалось отсутствием подходящих технологий. В новой работе ученые из «Центра исследования неизвестного» использовали с этой целью оптогенетику — методику, которая основана на воздействии на нейроны светом.

На первом этапе авторы внедрили группе мышей опсины в нейроны ядер шва — основного источника серотонина в переднем мозге. Опсины активировались лазером с длиной волны 473 нанометра: каждая сессия длилась три секунды и повторялась с интервалом в десять секунд в течение трех пятиминутных серий. После этого животных помещали в пустую коробку и наблюдали за их поведением.

Результаты показали, что стимуляция ядер шва сократила скорость движений подопытных мышей в среднем на 50 процентных пунктов по сравнению с контрольной группой. Причем активация опсинов не приводила к такому эффекту, если животное уже выполняло задачу, например бежало для получения вознаграждения. Явных изменений других аспектов поведения не наблюдалось.

Во втором эксперименте ученые проверили, как рост серотонина влияет на поведение в долгосрочной перспективе. Для этого они повторили порядок стимуляции ядер шва, но на этот раз активация опсинов проводилась в течение 24 дней. К концу эксперимента долговременное воздействие, напротив, увеличило общую скорость движений особей на 30–40 процентных пунктов.

По словам авторов, итоги второй серии испытаний оказались неожиданностью. Хотя механизм, который лежит в основе неоднозначной работы серотонина, неясен, в будущем полученные данные могут использоваться в терапии расстройств настроения. Так, некоторые наблюдения показывают, что сейчас эффект СИОЗС наступает, как и в случае мышей, примерно через три недели после начала приема.

Эксперимент с кратковременной активацией опсинов (зеленая шкала — рост скорости относительно нормы, заполненный синий квадрат — стимуляция нейронов) / ©Patricia A Correia et al., eLife, 2017

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.

«Сейсмические волны» колец Сатурна показали, что его ядро насыщено летучими соединениями и очень велико, занимая больше половины всей гигантской планеты.

Перекрестное исследование с участием тысяч американцев показало связь между непроизвольным вдыханием воздуха, содержащего табачный дым, и развитием такого опасного состояния, как сердечная недостаточность.