Раннюю стадию рака научились диагностировать с помощью протеина малярии — Naked Science
17.08.2018
Редакция Naked Science

Раннюю стадию рака научились диагностировать с помощью протеина малярии

Белки выявляют раковые клетки в образцах крови.

Биологи из Копенгагенского университета (Дания) рассказали о новом методе диагностики рака в журнале Nature Communications. В его основе лежит белок, производимый паразитами малярии.

Профессор Али Саланти (Ali Salanti) и его коллеги обнаружили, что протеин VAR2CSA связывается с полисахаридом, известным как онкофетальный хондроитин сульфат (oncofetal chondroitin sulfate). Эти молекулы присутствуют в 95 процентах всех типов рака. Али Саланти поделился подробностями:

«Преимущество метода в том, что нам необходим только образец крови. В отличие от современных подходов, наш позволяет поймать большое количество клеток, что дает возможность провести точную диагностику даже на ранних стадиях».

Раковая клетка, подсвеченная VAR2CSA зеленым, на фоне лейкоцитов (красные) / University of Copenhagen

Для верификации метода ученые добавили в пять миллилитров крови десять раковых клеток, а затем наблюдали за тем, как поведет себя протеин. С его помощью им удалось поймать девять из десяти клеток. Кроме того, исследователи проверили действие VAR2CSA на образцах крови пациентов, страдающих от рака предстательной железы, печени, легких и поджелудочной железы. Во всех четырех случаях белок указал на наличие рака.

Авторы исследования предполагают возможные применения метода. К примеру, они считают, что он пригодится для тестирования препаратов. Об их эффективности можно будет судить по количеству циркулирующих опухолевых клеток, которое либо уменьшится, либо останется неизменным после испытания.

В июле в Стэнфордском университете создали другую систему ранней диагностики рака: она использует железные наночастицы и тонкую проволоку.