Эксперты о квантовых компьютерах
25.11.2015
Редакция Naked Science

Птиц впервые застали за спором о родительских обязанностях

Мы привыкли воспринимать их, как один из ярких символов романтических и верных отношений. Но ссориться доводится даже им, причем по разным поводам. Недавно ученые заметили пару зебровых амадин, поспоривших о том, чья очередь хлопотать о детях.

Zebra-finches

Эти небольшие, но яркие родственники воробьев, популярные у разводчиков-любителей, образуют устойчивые и верные пары на всю жизнь. Заботы о детях амадины трогательно делят поровну с первых же шагов: с постройки гнезда — до присмотра за птенцами и кормления. Даже яйца они высиживают по очереди, соблюдая строгую справедливость в чередовании «дежурств». Орнитологи знают, что время высиживания самец и самка Taeniopygia guttata распределяют поровну, и пока один остается в гнезде, партнер отправляется искать пищу.

Заинтересовавшись столь поучительной тягой к справедливости, Клементина Виналь (Cl?mentine Vignal) и ее коллеги решили выяснить, как происходит это распределение труда и не используются ли при этом голосовые сигналы. Разводя сразу 12 пар зебровых амадин в большом вольере, они внимательно следили за их поведением — и применили довольно жестокую хитрость. После того, как положенные самцу полчаса на охоту истекали, его «задерживали на работе», не позволяя вернуться к гнезду целый час. Что происходило при возвращении, можно увидеть в записи. Вместо нормального общения птичья пара начинает «разговаривать» в ускоренном режиме, на повышенных тонах, меняя звуки чаще, чем обычно.

Интересно, что когда после такой дискуссии приходила очередь самки отправляться за пищей, она могла в отместку тоже вернуться позже положенного срока: «А что он»… Более того, время опоздания зависело не только от времени опоздания ее партнера, но и от времени, которое они провели за ссорой после его возвращения. Если спор пары длился несколько минут (самец успевал издать около 40 «оправдывающихся» писков), то самка проводила в отлучке 20-60 минут. Если дольше, то она старалась возвращаться пораньше.

Авторы замечают, что эта удивительная картина говорит о главном: птицы не просто механически распределяют обязанности поровну. Они еще и «говорят» о них и об их соблюдении. Все как у людей.