Предложена новая разгадка тайны исчезновения воды на Марсе

Британские геологи описали новый механизм, который мог привести к превращению Марса из влажной планеты в сухую пустыню, – связывание воды базальтовыми породами.

Хотя сегодня Марс – безжизненная, ледяная и холодная пустыня, так было не всегда. У нас есть достаточно доказательств тому, что несколько миллиардов лет назад на планете было предостаточно воды. Считается, что коллапс глобального магнитного поля и низкая гравитация не позволили Марсу удержать атмосферу и влагу. Большая часть воды улетучилась в космос под давлением солнечного ветра, меньшая осталась в ледяных отложениях. Однако новая статья, опубликованная журналом Nature, выдвигает совершенно другой механизм «пропажи» марсианской воды.

В самом деле, существующие гипотезы с трудом объясняют стремительность, с которой пересох древний Марс. Поэтому Йон Уэйд (Jon Wade) из Оксфордского университета и его соавторы обратились к минералогии Красной планеты, показав, что местные базальтовые породы способны чрезвычайно активно взаимодействовать с водой. В результате они захватывают намного – примерно на 25 процентов – больше воды, чем аналогичные минералы на Земле.

«Вода на Марсе взаимодействовала с только что извергнутой лавой, образуя базальтовую породу, структурно похожую на губку, – объясняет Йон Уэйд. – Затем вода реагировала с минералами, оставляя поверхность планеты сухой и непригодной для жизни». Ключом к этим переменам, видимо, являются размеры и состав Марса. Иной, чем на Земле, градиент температуры в коре планеты, большее содержание железа в ней – все это стимулировало связывание воды и перенос ее в составе минералов вниз, в мантию.

Аватар пользователя Равиль Сунарсин