17.08.2016
Редакция Naked Science

Появились слухи об обнаружении потенциально обитаемой планеты у ближайшей к Солнцу звезды

СМИ усердно обсуждают слухи о возможном открытии планеты земного типа у Проксимы Центавра, находящейся всего в четырех световых годах от Земли.

alpha_beta_and_proxima_centauri

Журналисты рассказывают, что у Проксимы Центавра нашлась планета земного типа. Астрономы пока молчат. Еще в пятницу, 12 августа, журнал Der Spiegel сообщил, что астрономам расположенной в Чили европейской обсерватории ESO La Silla удалось заметить похожую на Землю планету, которая вращается вокруг Проксимы Центавра – ближайшей к нам звезды, расстояние до которой составляет всего 4,25 световых года.

Проскима Центавра – близкий сосед двойной звезды Альфа Центавра, красный карлик, намного меньше и тусклее Солнца и невооруженным глазом не виден (на иллюстрации выше показаны обе звезды Альфы Центавра, незаметная Проксима обведена кружком). Многие специалисты включают эту звезду в систему Альфа Центавра: обращаясь друг вокруг друга, то одна из них, то другая оказывается к нам ближе прочих. В настоящий момент это – Проксима Центавра.

В 2012 г. инструмент HARPS, установленный в той же обсерватории и следящий за едва заметными колебаниями положения звезды, вызванными протяжением соседних тел, уже обнаружил планету земного типа у одной из звезд этой системы – Альфы Центавра В. Впрочем, несмотря на подходящие размеры, полный оборот вокруг звезды планета Alpha Centauri Bb совершает всего за 3,2 земных дня. Иначе говоря, она слишком раскалена, чтобы быть обитаемой. Впоследствии – в 2015 г. – открытие было «закрыто»: сигнал оказался артефактом, возникшим в процессе обработки данных HARPS.

Возможно, поэтому астрономы не торопятся с громким заявлением и на этот раз. Ссылаясь на пожелавшего остаться анонимным ученого, немецкий журнал пояснил, что публичное заявление будет сделано ближе к концу августа. Однако официальные представители ESO не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эти сообщения. «Для нас появление публикации в Der Spiegel стало сюрпризом, их источник нам неизвестен», – сказал журналистам пресс-секретарь обсерватории Ричард Хук (Richard Hook).