21.12.2017
Редакция Naked Science
1 923

Получены снимки загадочной «нити» в центре Млечного Пути

Новые детальные снимки газового филамента в центре Млечного Пути показали, что эта изогнутая узкая «нить» уходит за горизонт событий сверхмассивной черной дыры.

sgr1

Центр нашей Галактики окутан плотными скоплениями газа и пыли, сквозь которые пробивается радиоизлучение яркого объекта SgrA* – считается, что это сверхмассивная черная дыра массой в 4 млн масс Солнца. Разумеется, он привлекает большое внимание астрономов и изучается с особым интересом, то и дело преподнося новые сюрпризы и загадки.

В прошлом году наблюдения радиотелескопов Karl Jansky VLA принесли очередную находку: плотную и узкую нить вещества, филамент, вытянувшийся к черной дыре изогнутым жгутом протяженностью 2,3 световых года. Новая статья, опубликованная в The Astrophysical Journal Letters, представила данные новых наблюдений за этим объектом – и его новые, самые качественные снимки. На них видно, как «хвост» филамента достигает самого горизонта событий.

©NSF/VLA/UCLA/M. Morris et al.

Марк Моррис из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и его коллеги исследовали «западный филамент SgrA» (SgrAWF) с помощью радиоантенн большой обсерватории VLA. Авторы усовершенствовали методику наблюдений, проследив нить SgrAWF практически до самой сверхмассивной черной дыры. Это, по их мнению, указывает на то, что дыра является источником SgrAWF. Вообще, точного представления о том, что это за филамент и как он образовался, нет, и ученые выдвигают на этот счет несколько гипотез.

Согласно одной из них, вращение сверхмассивной черной дыры и раскаленного аккреционного диска вокруг нее создает магнитные поля, образующие «силовой хайвей» по оси вращения. Попавшие сюда частицы будут выбрасываться прочь на большой скорости. Другая – куда менее вероятная – гипотеза предполагает, что SgrAWF образован космической струной, гипотетической одномерной «складкой» пространства-времени, которая движется к центру Галактики и скоро будет захвачена сверхмассивной черной дырой.

Наконец, третью возможность дает сама случайность: возможно, что дыра и SgrAWF вообще не связаны. Такие «нетермические радиофиламенты» (Nonthermal Radio Filament, NRF) наблюдались и раньше, хотя обычно они заметно длиннее. Но даже если это так, ученых озадачивает изогнутая форма SgrAWF – что придало ему такой вид, тоже пока неизвестно.