11.05.2017
Редакция Naked Science

Полмиллиарда лет назад на Земле существовал океан пресной воды

Растаяв после колоссального оледенения, «Земля-снежок» получила пресноводные океаны, просуществовавшие тысячи лет.

snowball

Достоверные следы ледниковых осадков, датирующихся возрастом примерно 600–800 млн лет, находят даже в областях, тогда бывших самыми что ни на есть тропиками Земли. Объяснение этому предлагает гипотеза «Земли-снежка», согласно которой в этот период вся планета переживала одно из самых грандиозных оледенений, целиком покрывшись льдом и снегом. Однако закончился и он: накопление в атмосфере избытка углекислого газа заставило Землю вновь разогреться и растаять, вернувшись к жизни.

Глобальное таяние происходило постепенно, сначала приведя к образованию многочисленных морей с весьма соленым нижним слоем воды, над которым плавал менее плотный толстый пресноводный слой. Они сливались, образуя все более обширные моря и океаны, быстрее, чем перемешивались слои воды. В новой работе геолога Чикагского университета Дориана Эббота (Dorian Abbot) и его коллег показано, что перемешивание происходило крайне медленно и как минимум 50 тыс. лет вся поверхностная вода на планете была пресной. Об этом ученые пишут в журнале Geology.

Сегодня полное перемешивание воды в Мировом океане занимает около 1000 лет, однако около 600 млн лет назад этот процесс затруднялся большой разницей в температуре и плотности слоев. За предыдущее оледенение около половины воды океана замерзло слоем пресного льда – сохранившаяся под ним жидкая вода стала гораздо более соленой, вдвое более соленой, чем сегодня. После таяния слой пресной воды над ней достиг толщины 2 км.

Впрочем, это «планетарное озеро» вряд ли могло соблазнить кого-то купанием. По подсчетам Эббота и его соавторов, мощный парниковый эффект нагрел воду на поверхности до температуры порядка 50 °С. Она остыла лишь постепенно, перемешавшись с ледяной соленой водой внизу под действием течений, ветров и приливов.