12.02.2014
Редакция Naked Science

Почему Луна «поглощает» лазерный луч?

В течение нескольких лет астрономы неоднократно наблюдали странный эффект: во время полнолуния лазерные лучи, направленные в сторону естественного спутника Земли, бесследно исчезали.

moon-eclipse-rotator

Странное явление уже давно интересовало ученых: хотя отражатели на Луне находились в идеальном положении, луч лазера устремлялся к небесному телу ? и бесследно исчезал. Причем, этот феномен наблюдался исключительно во время полнолуния.

Разгадать тайну исчезновения лазерного луча физикам помогло полное лунное затмение. Оказалось, что виной тому солнечные лучи, нагревающие отражатели и лунную пыль вокруг них до очень высокой температуры.

Уже первые люди на Луне, в числе прочего, оставили на поверхности спутника лазерные рефлекторы. До сегодняшнего дня они выполняют важную задачу: астрономы направляют на отражатели мощные лазерные лучи и по времени пробега отраженного света определяют расстояние до Луны ? с точностью до миллиметра.

Благодаря постоянным измерениям за последние несколько десятилетий удалось доказать, что Луна постепенно удаляется от нашей планеты, а также то, что ее ядро состоит из раскаленного жидкого металла.

Том Мэрфи, физик из Чикагского университета, впервые обнаружил, что отражение лазерных лучей сильно слабеет во время полнолуний, хотя по идее именно в это время тарелки рефлекторов находятся в идеальном положении ? полностью повернуты в сторону Земли.

Исследователи долго пытались обнаружить источник потенциальных помех, но несмотря на все просчитанные компьютерные модели, причины ослабления лазерных лучей найти не удавалось. Многие обсерватории во время полнолуния не получали вообще никакого сигнала.

Для нас этот эффект стал «проклятьем полнолуния». Какое-то время мы винили во всем простое невезенье, но оно продолжалось из месяца в месяц.

? Том Мэрфи, Чикагский университет

Под подозрение Мэрфи и его коллег, в конце концов, попало Солнце. При полнолунии солнечный свет падает прямо на отражатели и холодную лунную пыль вокруг них. Раскаляясь, она вызывает температурный градиент в призме рефлектора. Порожденное при этом искажение отклоняет лазерный луч в сторону, совсем чуть-чуть, но, тем не менее, мимо земного детектора.

Проверить эту гипотезу удалось лишь 21 декабря 2010 года при полном лунном затмении (оно, как известно, бывает лишь во время полнолуния). При этом поверхность Луны полностью покрывает тень Земли. Согласно теории Мэрфи, «проклятья полнолуния» в таком случае можно избежать, поскольку Солнце не накаляет лунную поверхность.

И действительно, лазерный луч, который почти пропал во время полнолуния, вновь появился, когда рефлекторы накрыла земная тень. У «проклятья полнолуния» оказалось простое физическое объяснение.