Персей в железе
31.10.2013

Персей в железе

Распределение железа в громадном скоплении галактик указало на бурную молодость нашей Вселенной.   Американские астрофизики проанализировали результаты наблюдений в рентгеновском диапазоне, сделанных с помощью японского зонда Suzaku. Их интересовало распределение железа в кластере Персея — скоплении из тысяч галактик, погруженных в колоссальное облако раскаленного газа. Это один из самых массивных объектов Вселенной, расположенный примерно в...

Американские астрофизики проанализировали результаты наблюдений в рентгеновском диапазоне, сделанных с помощью японского зонда Suzaku. Их интересовало распределение железа в кластере Персея — скоплении из тысяч галактик, погруженных в колоссальное облако раскаленного газа. Это один из самых массивных объектов Вселенной, расположенный примерно в 250 млн световых лет от нас.

«Мы увидели, что железо распределено между этими галактиками практически равномерно, — сообщил один из авторов работы Норберт Вернер (Norbert Werner). — Значит, ко времени образования Кластера Персея эти тяжелые атомы уже не только образовались, но и рассеялись».

Такие выводы согласуются с теорией, согласно которой основное количество тяжелых атомов (а в астрономии это — все элементы кроме водорода и гелия) появились еще на ранних этапах существования Вселенной, еще 10-12 млрд лет назад. В ту молодую эпоху новые звезды появлялись гораздо чаще, чем сегодня, и умирали гораздо быстрее.

В их недрах в результате термоядерного синтеза из водорода и гелия образовывались тяжелые элементы. Но что с ними было дальше? Разбрасывались ли эти элементы по всему космосу или оставались, по большей части, в пределах своих галактик? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые и обратились к скоплению Персея.

Установив содержание железа в облаке раскаленного до 10 млн градусов газа, в которое погружены его галактики, они показали, что этот тяжелый элемент распределен в нем практически равномерно, вплоть до самых далеких окраин. Кстати, масса всего этого железа оценивается в 50 млрд масс Солнца. Ученые предполагают, что для образования и распределения такого количества железа потребовались взрывы по меньшей мере 40 млрд сверхновых типа Ia.

Нет причин считать кластер Персея чем-то необычным. Скорее всего, примерно та же картина наблюдается и в других скоплениях галактик. «Вы старше, чем вы думаете, — резюмирует глава исследовательской группы профессор Стивен Аллен (Steven Allen). — По крайней мере, некоторые атомы железа в вашей крови появились в галактиках, находящихся за миллионы световых лет от вас, и миллиарды лет тому назад».