Паукообразные оказались первыми животными, вооруженными мечами и кинжалами — Naked Science

Паукообразные оказались первыми животными, вооруженными мечами и кинжалами

Сенокосцы Pantopsalis cheliferoides – единственный известный вид, представители которого используют в схватках разные виды холодного оружия. Наблюдая бои между ними, можно не просто болеть за своего, но и изучать эволюцию. А может, наоборот: из эволюции пауков лучше понять историю развития настоящего холодного оружия.

dn28559-1_800

Появление тех или иных видов «оружия», похожих на наше искусственно созданное, – далеко не редкость в природе, особенно у таких многочисленных классов, как насекомые и паукообразные. Известны у них и «длинные копья», и ужасающие «тараны». Это разнообразие озадачивает ученых. «Мы не знаем преимуществ, благодаря которым мог развиваться тот или иной вид оружия», – говорит новозеландская ученая Кристина Пейнтинг (Christina Painting). Тем более удивительным оказались паукообразные сенокосцы Pantopsalis cheliferoides, у которых их больше одного.

Как обнаружила исследовательница, эти бойцы используют два альтернативных вида оружия и две противоположные тактики в схватках. Второе, впрочем, не новость: у многих животных в зависимости от размеров особи пути развития различаются. Крупные развивают мощное вооружение и активно вступают в схватки с соперниками за территорию, самок или пищу. Мелкие даже не расходуют лишней энергии на вооружение: шансов в бою у них маловато. И в борьбе за ресурсы они полагаются на другие тактики – то, что можно назвать хитростью и ловкостью.

У P. cheliferoides все не совсем так. Крупные самцы этого вида могут отращивать разные виды оружия и в связи с этим полагаться на разную тактику боя. У одних челюсти вырастают длинные и зазубренные, как пила, и они используют их на манер тяжелого меча, размахивая из стороны в сторону. У других (как на иллюстрации) челюсти в разы короче и заметно шире, как широкий кинжал или римский гладиус. В результате, махать им бесполезно, и используют его соответственно – нанося направленные удары прямо в противника.

Интересно, что вооруженные «кинжалами» сенокосцы агрессивнее и потенциально более опасны. «Пока я такого не наблюдала, но легко могу себе представить, как один из них сносит другому ногу», — рассказывает Кристина Пейнтинг. Возможно, вскоре ученой удастся увидеть и не такое: данная диверсификация вооружений в пределах одного вида дает уникальные возможности для эволюционных исследований. Если б они принадлежали разным, трудно было бы заставить их регулярно и массово вступать в драку. А в этом случае их можно изучить со всех сторон, выяснив преимущества и недостатки разных видов оружия, причем и в биологическом, и в боевом плане.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.

Продемонстрирована экспериментальная сеть связи на базе дронов, защищенная квантовым шифрованием.