Паукообразные оказались первыми животными, вооруженными мечами и кинжалами — Naked Science
27.11.2015

Паукообразные оказались первыми животными, вооруженными мечами и кинжалами

Сенокосцы Pantopsalis cheliferoides – единственный известный вид, представители которого используют в схватках разные виды холодного оружия. Наблюдая бои между ними, можно не просто болеть за своего, но и изучать эволюцию. А может, наоборот: из эволюции пауков лучше понять историю развития настоящего холодного оружия.

dn28559-1_800

Появление тех или иных видов «оружия», похожих на наше искусственно созданное, – далеко не редкость в природе, особенно у таких многочисленных классов, как насекомые и паукообразные. Известны у них и «длинные копья», и ужасающие «тараны». Это разнообразие озадачивает ученых. «Мы не знаем преимуществ, благодаря которым мог развиваться тот или иной вид оружия», – говорит новозеландская ученая Кристина Пейнтинг (Christina Painting). Тем более удивительным оказались паукообразные сенокосцы Pantopsalis cheliferoides, у которых их больше одного.

Как обнаружила исследовательница, эти бойцы используют два альтернативных вида оружия и две противоположные тактики в схватках. Второе, впрочем, не новость: у многих животных в зависимости от размеров особи пути развития различаются. Крупные развивают мощное вооружение и активно вступают в схватки с соперниками за территорию, самок или пищу. Мелкие даже не расходуют лишней энергии на вооружение: шансов в бою у них маловато. И в борьбе за ресурсы они полагаются на другие тактики – то, что можно назвать хитростью и ловкостью.

У P. cheliferoides все не совсем так. Крупные самцы этого вида могут отращивать разные виды оружия и в связи с этим полагаться на разную тактику боя. У одних челюсти вырастают длинные и зазубренные, как пила, и они используют их на манер тяжелого меча, размахивая из стороны в сторону. У других (как на иллюстрации) челюсти в разы короче и заметно шире, как широкий кинжал или римский гладиус. В результате, махать им бесполезно, и используют его соответственно – нанося направленные удары прямо в противника.

Интересно, что вооруженные «кинжалами» сенокосцы агрессивнее и потенциально более опасны. «Пока я такого не наблюдала, но легко могу себе представить, как один из них сносит другому ногу», — рассказывает Кристина Пейнтинг. Возможно, вскоре ученой удастся увидеть и не такое: данная диверсификация вооружений в пределах одного вида дает уникальные возможности для эволюционных исследований. Если б они принадлежали разным, трудно было бы заставить их регулярно и массово вступать в драку. А в этом случае их можно изучить со всех сторон, выяснив преимущества и недостатки разных видов оружия, причем и в биологическом, и в боевом плане.