Палеонтологи описали редчайшие останки первых животных суши — Naked Science
06.12.2016

Палеонтологи описали редчайшие останки первых животных суши

В Шотландии обнаружены останки примитивных амфибий, вышедших из воды. Новые находки закрывают таинственный «провал» в истории освоения суши позвоночными.

image00big

Между 360 млн лет назад, когда уже существовали многочисленные и разнообразные четвероногие амфибии, и 335 млн лет назад, когда обнаруживаются первые останки полноценных тетрапод суши, в палеонтологической летописи пролегает провал. Впервые его обнаружил британский ученый Альфред Ромер, в честь которого и назвали это странное явление, и обиднее всего то, что он охватывает ключевой этап эволюции всего животного мира – выход позвоночных на сушу.

Причины этому предложены разные. По мнению некоторых ученых, «провал Ромера» вызван действительно имевшей место задержкой с выходом на сушу, которую связывают с недостаточным уровнем кислорода в атмосфере. Называются и более осторожные варианты, вплоть до случая, который пока не указал палеонтологам нужное место для поисков останков нужного времени.

В самом деле, шаг за шагом «провал Ромера» заполняется. Несколько лет назад на территории Шотландии были найдены останки амфибии, датированные 360–345 млн лет назад. А недавно в журнале Nature Ecology & Evolution кембриджский профессор Дженнифер Клак (Jennifer Clack) и ее коллеги опубликовали описания сразу пяти находок, относящихся ко времени «провала Ромера».

Останки, относящиеся к турнейскому ярусу (360–345 млн лет назад), не являются друг другу близкими родственниками. Это показывает, что к тому времени жители суши уже освоились здесь и достаточно диверсифицировались. С другой стороны, они еще оставались не слишком крупными, с черепами размером чуть больше 5 см. Находка снова была сделана в Шотландии, на дне реки Уайтаддер-Уотер, а также у побережья близ деревни Бёрнмаут. Миллионы лет назад здесь были пойменные равнины, и четвероногие первопроходцы суши уже осваивали их разные экологические ниши.