Обнаружены окаменевшие в янтаре цветы возрастом около 100 миллионов лет

Растения были современниками динозавров мелового периода.

16 авг Наталья Пелезнева Комментариев: 0
3 442

Выбор редакции

Семь небольших цветков диаметром от 3,5 до 5 миллиметров обнаружили в образцах янтаря, найденных на севере Мьянмы. Исследовав цветы с помощью микроскопа, ученые пришли к выводу: им удалось отыскать растение ранее неизвестного вида. Вид получил название Tropidogyne pentaptera.

Анализ уран-свинцовым методом радиоизотопного датирования позволил установить возраст цветов: около 98.8 миллионов лет ± 0.62 миллиона лет. Этот период — граница альбского и сеноманского ярусов мелового периода. Климат планеты тогда был относительно теплым по сравнению с похолоданиями, вызванными аноксическими событиями, случившимися около 120 и 93 миллионов лет назад. Современниками найденных цветов были в том числе и динозавры, например восьмиметровые травоядные муттабурразавры (Muttaburrasaurus).

В янтаре обнаружили волокна араукарии. Анализ методом ядерного магнитного резонанса подтвердил, что смола принадлежала именно этому растению. Застывшая смола сохранила цветы в отличном состоянии. Ранее та же группа ученых описала еще один неизвестный вид рода Tropidogyne, сохранившийся таким же образом — Tropidogyne pikei. У обоих видов хорошо видны «раскидистые» чашелистики с прожилками и похожие железы-нектарники. Tropidogyne pentaptera отличается двумя удлиненными столбиками, завязи цветков окрашены по-другому.

Образцы цветов, Palaeodiversity

Найденные цветки напоминают растения рода Ceratopetalum из семейства кунониевых (Cunoniaceae), обнаруженные в Южном полушарии: в Австралии и Новой Гвинее. По словам ученых, это сходство вызвано геологическими процессами. Территория современной Мьянмы, как и Австралия, могла входить в состав суперконтинента Гондвана. Этот суперконтинент неоднократно разделялся на более мелкие части, и территория Мьянмы могла сместиться к северу вместе с другими регионами Большой Индии.

Статья о новом виде опубликована в журнале Palaeodiversity.

3 442