Новый метод позволит обнаружить кражу ядерного топлива по ногтям и волосам
02.11.2016

Новый метод позволит обнаружить кражу ядерного топлива по ногтям и волосам

Тяжелые изотопы долго сохраняются в ороговевших тканях волос и ногтей, позволяя обнаружить близкий контакт с ядерным топливом.

f545b175d539102e9889b5c719180fa7

Для обеспечения безопасности ядерных материалов на АЭС и других предприятиях, где производят или используют уран и плутоний, сотрудники контролируются на доступ к ним. Как правило, для этого достаточно провести анализ мочи, однако Джон Брокман (John Brockman) и его коллеги замечают, что такая процедура работает лишь недолгое время. Предложенный ими новый метод позволит заметить несанкционированный контакт с радиоактивными материалами даже год спустя.

В статье, опубликованной журналом Analytical Chemistry, ученые смогли подтвердить, что следы урана и плутония сохраняются в волосах и ногтях (в том числе ногтях на пальцах ног) как минимум спустя год после контакта. Авторы предложили метод, который может лечь в основу новых процедур безопасности. Им удалось также показать, что накопленных при этом атомов радиоактивного вещества достаточно, чтобы определить их изотопный состав и указать на источник материала.

Так, в природе уран более чем на 99% состоит из 238 изотопа, тогда как искусственно получаемое ядерное топливо содержит уран-235 и 236, а в использованном топливе повышено содержание урана-234. «Мы смогли зафиксировать контакт с обогащенным ураном, который применяется для изготовления ядерного топлива и оружия, а также с ураном-236, в количествах, которые указали на процесс переработки», – добавил профессор Брокман в интервью пресс-службе Миссурийского университета.