«Нейронное» происхождение речи доказали на живых приматах

Международная группа ученых показала, что происхождение человеческой речи связано с развитием головного мозга и не связано с анатомией голосового аппарата. Результаты работы представлены в журнале Science Advances.

Известно, что обезьяны, в том числе узконосые (в отличие, например, от птиц), не способны воспроизводить речь, несмотря на эволюционную близость к человеку. Для объяснения этого феномена существует две теории: «нейронная» и «периферическая». Первая — ее придерживался Дарвин — связывает «немоту» приматов с дефицитарными нейронными механизмами, которые необходимы для координации речи; вторая — с недоразвитием голосового аппарата. Наибольшее распространение «периферическая» теория получила в 1960-е годы после посмертного анализа голосового аппарата макак-резус (Macaca mulatta).

Однако последующие работы показали, что посмертное изучение недооценивает возможности голосового аппарата млекопитающих. Чтобы внести ясность, ученые из Венского университета и других учреждений построили модель вокализации живых макак-крабоедов (Macaca fascicularis) с помощью рентгеновского излучения. Движения животных фиксировались в разных ситуациях (всего 99 конфигураций), после чего положение анатомических структур ассоциировалось с акустическими сигналами, характерными для приматов и человека. Затем модель использовали для воспроизведения фразы «Выйдешь за меня замуж?» (Will you marry me?).

Результаты показали, что модель голосового аппарата макак хорошо справляется с произношением гласных и способна воспроизвести контрольную фразу, которая вместе с тем отличалась от произнесенной человеком. По мнению авторов, это указывает на то, что устройство голосового аппарата в целом позволяет обезьянам освоить речь, однако недоразвитие мозга, в том числе недостаток когнитивных способностей, делает это невозможным. Следующим шагом станет изучение мозга обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) — наиболее близких человеку приматов, — для выявления механизмов, которые лежат в основе происхождения речи.

Аватар пользователя Дмитрий Лесной