29.05.2017
Редакция Naked Science

Неизвестные микробы разлагают пластик в океане

Накопление пластиковых отходов в мировом океане идет в десятки раз медленнее, чем ожидается. Ученые связывают это с деятельностью пока неизвестных бактерий.

plastic

О проблеме накопления пластика в океане сегодня наслышаны все. Однако детальные исследования то и дело показывают, что отходов в морской воде обнаруживается намного меньше, чем должно быть – в 10, а то и в 100 раз.  «Совершенно парадоксально отсутствие роста накопления пластика, показанное в области Северного субтропического антициклонического круговорота, несмотря на стремительное увеличение его производства и использования, – пишет команда испанских ученых во главе с Рикардом Соли (Ricard Sole).

В работе, результаты которой представлены на сервисе препринтов BioRxiv, они используют различные математические и компьютерные модели, рассматривая различные варианты процессов, которые могут снижать накопление пластика. Авторы приходят к выводу о том, что за низким уровнем накопления отходов может стоять бурный рост численности бактерий, которые способны его утилизировать.

В самом деле, не раз отмечалось, что морские «свалки» мусора отличаются неожиданным разнообразием микробных сообществ, многие из которых наверняка утилизируют эти отходы. С другой стороны, конкретные бактерии, которые могут участвовать в этих процессах, пока не идентифицированы. Непонятны и конкретные биохимические цепочки, вовлеченные в их работу – по мнению части специалистов, пластик может просто выводиться из оборота, со временем колонизируясь, загрязняясь и оседая на дно.

Возможно, это даже не худший вариант:  Рикард Соли и его коллеги отмечают, что неожиданно высокие темпы биодеградации пластика могут быть не такой уж и хорошей новостью. Так, деятельность микробов может приводить к ускоренному распаду крупных фрагментов мусора на крошечные и микроскопические частицы, способные нанести крупным организмам больший вред. Кроме того, при разложении в окружающую среду могут поступать различные другие вещества, часто небезвредные. «Жизнь пластика после смерти» остается во многом неизученной проблемой.