Найден грибок, способный превращать жуков в «зомби» — Naked Science

Найден грибок, способный превращать жуков в «зомби»

Гибель жертвы помогает грибку распространяться среди других насекомых.

3_zombiesoldierbeetlesinfecteddcs

«Зомбирование» — не редкость среди животных. Осы Reclinervellus nielseni паразитируют на пауках-кругопрядах: отложив яйца, оса с помощью наркотических веществ заставляет паука построить прочный кокон, который защитит куколку осы. Гусеницы бабочек Narathura japonica превращают муравьев в агрессивных «телохранителей» — наркотик содержится в сладких питательных каплях, которые выделяют гусеницы.

Американские ученые обнаружили еще одно характерное проявление такого «порабощения». Жертвами становятся жуки-мягкотелки Chauliognathus pensylvanicus. В отличие от вышеописанных случаев, «хозяином» жука становится не насекомое другого вида, а паразитический грибок Eryniopsis lampyridarum. Он относится к семейству энтомофторовых — все эти грибки поражают насекомых, некоторые используются как инсектициды.

Грибок Eryniopsis lampyridarum обходится со своими «рабами» крайне жестоко. Жуки-мягкотелки много времени проводят на цветках. Там и погибает жук, зараженный грибком. Грибок продолжает воздействовать на мертвого жука, заставляя его крепко сжимать челюсти — только они удерживают насекомое на цветке.

Жук с раскрытыми крыльями, фото Dr. Don Steinkraus

Ученым впервые удалось однозначно установить, что на брюшке жертвы размещаются конидиоспоры, клетки бесполого размножения грибов. В течение 15–22 часов после смерти жука его крылья раскрываются, как перед полетом. Эта позиция связана со спариванием насекомых, поэтому привлекает других жуков того же вида. Так споры грибка поражают еще одно насекомое.

Ученые исследовали 446 жуков Chauliognathus pensylvanicus. Жертвами грибка становятся около 20% насекомых. В дальнейшем энтомологи намерены выяснить, как именно грибок воздействует на жука, заставляя его сжимать челюсти.

Статья опубликована в журнале Journal of Invertebrate Pathology.