Ученые: гусеницы зомбируют муравьев наркотиками

Японские исследователи выявили любопытный аспект взаимоотношений гусениц бабочки Narathura japonica и муравьев. Последние превращаются в агрессивных зомбированных телохранителей, защищающих гусениц от ос и пауков.

3 авг 2015 Илья Ведмеденко Комментариев: 0
До последнего момента ученые считали, что перед нами пример взаимовыгодных отношений. Проще говоря, гусеницы кормили муравьев Pristomyrmex punctatus сахарными каплями, а те, в свою очередь, уберегали их от опасностей. Но специалисты заметили, что гусениц всегда охраняют один и те же муравьи, не ищущие еды и не возвращающиеся к своим жилищам. Это показалось странным, и было решено провести ряд опытов.

Как оказалась, допущенные к поеданию выделений гусениц муравьи превращались в неких зомби. Они постоянно находились рядом с охраняемым объектом и словно по команде бросались в бой. Другие, которые выделениями не питались, не реагировали на приказы гусениц Narathura japonica.

Дальнейшие исследования только подтвердили первоначальные догадки. Выяснилось, например, что муравьи-телохранители имели пониженный уровень дофамина в организме. Блокирующий дофаминовый транспорт препарат вывел их из подчинения.

По мнению ученых, говорить в данном случае о «взаимовыгодном» соседстве невозможно, так как гусеницы превращают муравьев в своих слуг или рабов. Правда, в выделениях гусениц содержится много питательных веществ, и это позволяет охранникам нормально выполнять свои непростые задачи.

Ранее, напомним, другие исследователи рассказали о поведении «сумасшедших» муравьев вида Paratrechina longicornis. Ученые выяснили причину хаотичных движений, кажущихся на первых взгляд странными.

Аватар пользователя Илья Циликов